Консультация «Исправляем зеркальное написание ребенком букв» 

     У большинства детей, в возрасте 5-7 лет  часто наблюдается написание букв или цифр в неправильном направлении.  В  этом возрасте наличие зеркальности проявляется особенно отчетливо, потому что ребенок начинает много писать, готовясь к школе.

  Причины возникновения зеркального письма

     Причина таких отклонений – ведущее полушарие ребенка. Как правило, до семилетнего возраста более активно правое полушарие мозга. В этом случае восприятие пространства происходит справа налево, отчего и происходит путаница. К моменту начала школьного периода обычно у детей левое полушарие выходит на первый план, при котором сканирование пространства становится, как полагается, слева направо. Так что, если вашему ребенку еще нет семи лет, не стоит заранее беспокоиться за его стремление переворачивать буквы. «Незрелый» ребёнок воспринимает букву не как символ, обозначающий определенный звук, а как рисунок. И ему всё равно, в какую сторону писать буквы «К», «С», «Э», «Я», или цифры «4», «6», «9».  Все, что вы можете сейчас делать – просто показывать ребенку, как писать правильно. Мягко исправляйте его, обращая внимание, что будет правильнее, если он напишет буквы по-другому.

Чаще всего зеркальное письмо свойственно истинным левшам или детям, которые родились левшами, но сразу были приучены или переучены все делать правой рукой.  

      Зеркальное письмо свойственно также детям с недостаточным развитием пространственно-временных представлений. Взрослые должны знать, что развитие пространственно-временных представлений — залог будущего грамотного письма.

Как можно корректировать привычку к зеркальному письму?

      В русском языке из-за свойств зеркальности 23 буквы вызывают у детей затруднение:

• Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, ь, ъ – пишутся справа.

• З, Л, У, Ч, Э, Я – пишутся слева.

      Работа над зеркальностью должна быть комплексная и систематическая. Это не решается за один день или за один месяц. Начните с того, что определитесь, какие именно буквы и цифры ребенок пишет зеркально. Повесьте правильный графический образ буквы и цифры над столом (вертикальное восприятие), приклейте на самом столе (горизонтальное восприятие), прикрепите на полу (восприятие сверху-вниз).

Проговаривайте, из чего состоит буква (цифра): сколько палочек, какие они — длинные, короткие, сколько кружочков, куда смотрит кружочек, где он расположен — вверху, внизу.

     Распечатайте из интернета или купите прописи цифр, букв (желательно крупный формат и где есть стрелочки как писать). Перед тем как начать писать — пусть ребенок пальцем напишет букву или цифру на столе. А еще лучше — если и проговорит графический образ.

И пусть ребенок при Вас медленно обводит буквы. Останавливайте неправильные. Берите его руку в свою и обводите вместе. После того как обвел минимум 10 букв по точкам еще столько же напишет сам! Имейте ввиду, что почти все палочки пишутся сверху-вниз. Чаще все дети с зеркальным письмом рисуют палочки снизу вверх.

      Избегайте упражнений на выбор правильно написанной буквы! Их часто можно встретить в пособиях. Эти задания хороши для детей, не имеющих проблемы с зеркальностью.

Перед глазами у Вашего ребенка должен быть только один правильно написанный вариант буквы или цифры. Иначе правильный образ так и не закрепится в сознании.

Пусть ребенок продолжительное время (от нескольких недель до нескольких месяцев) носит на левой руке «браслетик», который будет для него ориентиром: где браслет — там лево. Браслетом может быть резиночка, цепочка, часы. Но снимать его нельзя ни ночью, ни днем.

Определите некий постоянный ориентир для ребенка дома. Например, в его комнате. Ориентируйтесь примерно так: если ты сидишь за столом, то там где окно — там лево, значит с другой стороны — право. Повторяйте это часто. Рано или поздно это усваивается. Иногда дети, сидя в другом месте, представляют себя дома за столом и вспоминают, где право, где лево, куда они писали палочку, кружочек.

       Несколько дней лепите букву (цифру) из пластилина, мягкой проволоки, конструируйте из счетных палочек, макарон, веревочек, веточек, рисуйте на песке, манке.

— рисуйте на спине ребенка пальцем эту букву, а ребенок пусть рисует ее на Вашей спине (как вариант — на ладони, на столе)

— купите мягкие пазлы с буквами (цифрами) и вытащите из него сами буквы (цифры). Они очень удобны для ощупывания с закрытыми глазами. Здесь включаются другие каналы восприятия.

— попробуйте изобразить изучаемую букву с помощью рук, ног, дополнительных атрибутов.

Вторым направлением должно стать ориентирование в пространстве и во времени: что видишь впереди, кто остался сзади; что растет справа, слева, между, позади; что раньше, позже; что произошло перед тем как..., а после того как...; кто за кем идет; что находится немного ближе или чуть дальше и т.п.?

      Работайте над графическим образом — реконструируйте буквы (превращайте одну букву в другую, дорисовывайте палочки до букв и т.п.), пусть ребенок ищет буквы среди картинок, зачеркнутых-перечеркнутых-запутанных букв. Эти упражнения («найди букву») есть в Интернете или сами нарисуйте.

       Учите искать букву в обычной жизни! На подъезде, в лифте, в заголовках, рекламе, номерах машины и т.д.

       Работайте над ориентировкой ребенка на листе — где верх листа, где низ?

Показывайте сами — откуда начинать писать, читать.

Пусть ребенок пальцем показывает направление текста (слева-направо), где текст начинается, где заканчивается, откуда надо читать и писать, если строчка закончилась.


Прикрепить файл:
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!