Стена группы

Загрузка...

                   частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 220                                     открытого акционерного общества «Российские железные дороги»                                                                                       Лекотека

             Конспект открытого интегрированного коррекционно-развивающего занятия                                                  с воспитанником лекотеки Дмитрием П. (7 лет)

                                                                                                    занятие подготовили и провели:                                        педагог-психолог Аношко М.Ф., учитель-дефектолог Николаева Е.Н.                                                                           на секции «Педагог и родители – одна команда»                                    в XII Байкальских Родительских Чтениях «Имя Учитель в сердце каждом»,                                                                                                                                    30.03.2023 г.

  • Цель: Создать условия для благоприятного зрительного, тактильного и слухового восприятия, положительного эмоционального настроя в игровых ситуациях. Формировать основы социального взаимодействия между взрослым и ребёнком.
  • Задачи:
  • 1.Коррекционно-образовательные:
  • Способствовать формированию позитивной позиции по отношению к окружающему миру, людям, к самому себе.
  • Продолжать формировать представления о причинно-следственных связях в окружающем мире.
  • 2. Коррекционно-развивающие:
  • Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально-приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими). Расширять условия для переживания положительного фона настроения, способствовать снижению эмоционального напряжения.
  • Улучшать осознание ребёнком самого себя через стимуляцию тактильных ощущений; развивать точность осязательных движений, учить обозначать словом свои тактильные ощущения.

Обеспечить развитие фонематического восприятия, зрительного и слухового внимания, активизировать диалогическую речь.

Развивать пространственную ориентировку в собственном теле и в пространстве, умение переносить рисунок на плоскость.

Закрепить состав числа 5, учить раскладывать число 5 на два меньших числа, а из двух меньших чисел составлять одно целое число на конкретных предметах Упражнять в составлении арифметического выражения (цифры, знаки из палочек).

  • Создать условия для развития мелкой и крупной моторики, координации движений, пространственного восприятия, функции баланса и саморегуляции методом мозжечковой стимуляции, проприоцептивной системы через двигательные упражнения.
  • 3. Коррекционно-воспитательные:
  • Воспитывать волевые качества (выдержку, настойчивость) в достижении цели при решении игровой задачи.

Оборудование и материалы: мяч, «ладошки» и круги из цветной бумаги, две сенсорные дорожки из камешек и палочек, ортопазл «Лес», сенсорные колючие «ладошки» и «следочки», шарики (колючие и мягкие), гантели Су-Джок, сенсорные мешочки, плоскостные геометрические фигуры, логические блоки Дьенеша, игрушки: кошка, мишка, мышка; белка, лиса, кисточка; детская посуда: кастрюля, тарелка, кружка – жёлтого цвета; ёж, колючий шарик, шишка; самолёт, стрекоза, птичка; счётный материал: грибочки, шишки, цветные палочки Фребеля (набор 9), цифры, знаки; сенсорный чулок Кислинга, большие мягкие модули, мягкий модуль «Змейка», цветные кубики, гимнастические палки, арки для подлезания, балансир, коврик «твистер», цветные кегли, фонарик, сенсорное оборудование.

Содержание занятия:

1. Игра-приветствие: Игра-приветствие «Кулачки – ладошки» (на столе по кругу разложены круги и «ладошки»: на слова приветствия ребёнок кладёт поочерёдно ладошки или кулачки)

Упражнение с мячом: «Разные, но похожие. Похожие, но разные».

2. Упражнение «Зеркало».

— упражнение «Ласковый пальчик» (педагог (родитель) рисует на спине ребёнка простой рисунок, ребёнок угадывает, что нарисовали и где расположен: вверху, внизу, справа, слева на спине, затем ребёнок рисует на зеркале, проговаривая свои действия);

— упражнение «Посмотри и повтори» :

— педагог показывает серию движений и проговаривает, ребёнок смотрит, затем повторяет все движения в нужной последовательности,

— родитель показывает движения, ребёнок проговаривает, в правильной последовательности (правая рука и правое ухо);

— Игра «Наоборот»: родитель проговаривает и выполняет движения, ребёнок выполняет движения «наоборот» и проговаривает.

3. Упражнение «Сухой душ» (подвесные круглые элементы, на которых прикреплено множество разноцветных атласных лент, ленты свободно спускаются вниз, словно струи воды).

4. Стопотерапия. Тактильная дорожка «Ортопазл»:

— прыжок боком на ортопазл, поочерёдно наступает левой ногой на «следочек» перед собой, правой рукой на «ладошку», прыжок вперёд, прокатывание из руки в руку одновременно колючий и мягкий шарики, затем повращать ими, прыжок на следующий ортопазл, упр-я повторяются 3-4 раза с другой ноги.

5. Игровое упражнение Игра «У мишки в подарке»:

— «подарок» — башенка из трёх геометрических фигур Дьенеша, на полу разложены соответствующие им плоскостные геометрические фигуры, на них – игрушки, ребёнок называет геометрическую фигуру Дьенеша и находит игрушку на такой же плоскостной геометрической фигуре; собирает по три игрушки,

— игрушки:

Белка, лиса, кисточка;

Кастрюля, тарелка, кружка – жёлтые;

Ёж, колючий шарик, шишка;

Самолёт, стрекоза, птичка.

— Игра «Чем похожи все предметы?»

6. Кинезиотерапия:

— игра «Эмоции»

— пальчиковая игра с злементами самомассажа «Путешествие»:

Тук-тук-тук-тук. Наши ушки слышат звук (упр-е «колечки»3 р.).

Вот ладошечки шуршат (потирание ладоней).

Наши пальчики трещат (потирание кулачков друг о друга).

Теперь в ладоши громко бей (хлопки)

А теперь ты их согрей (ладони на щёчки)

Очень долго удивлялись (упр-е «ухо-глаз», закрываем ухо и глаз ладонями попеременно), в путешествие собирались.

В путешествие готовы? (кулаками по коленям) – Да!

В путь отправимся мы снова (вращательные движения кистями).

Сядем мы на самолёт иотправимся в полёт (руки в стороны, ладони напряжены).

Мы теперь на корабле, нас качает на волне (ладони лодочкой, одна рука – вправо, другая – влево).

Едет поезд («ладонь-ребро», движение по коленям в разные стороны.

Колёса стучат (кулачками по коленкам).

В поезде много весёлых ребят! (подушечками пальцев поочерёдно нажимаем на ноги и перчисляем имена участников).

— упражнение на фонематическое восприятие и переключение «Змейка» (мишка, зайка, машина с движением пальцев рук)

— массаж большими колючими гантелями Су-Джок.

7. Музыкально-ритмическая разминка «Ножки».

8. Задание «Нарисуй правильную пирамидку»:

— рассматривание колец пирамидки сверху и сбоку;

— найти на картинке правильное изображение пирамидки сверху;

— в кругах раскрасить правильно колечки пирамидки, изображение сбоку и сверху.

9. Упражнение «Сложи цифры» (набор из 9 цветных палочек Фребеля, переставляя и дополняя палочки выложить цифры от 1 до 10),

— решение простых задач, цифры и знаки составляет из цветных палочек, счётный материал: Белочка нашла 3 грибочка, а ёжик 2 грибочка. Сколько всего грибочков нашли белочка и ёжик?

10. Интерактивная игра «Моторы-2. Скорая помощь, Домики»

Сенсорная комната:

11. Упражнение «Сухой душ».

Тактильная дорожка. Упражнение «Запретное слово» («запретное слово» — название животного): ребёнок идёт по сенсорной тактильной дорожке (из 8 модулей), педагог произносит ряд слов, каждый раз, когда звучит «запретное слово», ребёнок делает шаг назад или приседает.

11. Сенсомоторные упражнения:

— упражнение «Препятствие»: ребёнок шагает по большим мягким модулям, находясь в сенсорном чулке Кислинга,

— упражнение «Гусеница»: ребёнок проползает в сенсорном чулке Кислинга под арками, по мягкому модулю «Змейке», подтягиваясь на руках; прокатывается «брёвнышком» в разных направлениях,

— игра «Поставь по порядку»: участники стоят в кругу, каждый держат игрушки: мышку, мишку, кошку, шишку; педагог говорит в определённой последовательности названия игрушек, ребёнок, находясь в чулке Кислинга, на ощупь определяет игрушку и ставит в нужном порядке,

— подвижная игра «Летит, сидит, клюёт»: ведущий говорит «летит», ребёнок поднимает руку вверх. «сидит» – опускает руку вниз, «клюёт» — палец кладёт на нос; участники игры выполняют движения вместе с ребёнком, ведущий произносит: «летит», «сидит», «клюёт», «летит»,«сидит», «клюёт» и т.д.; когда ребёнок привыкнет к последовательности, можно изменять её: «летит», «летит», «сидит», «клюёт», «клюёт», «летит»..

— упражнение «Собери мешочки»: сенсорные мешочки на кубиках расставлены по залу в хаотичном порядке, между ними разложены большие мягкие модули (круги и квадраты), передвигая двумя гимнастическими палками модули, ребёнок перешагивает с одного модуля на другой, собирает все мешочки в корзину;

— балансир, на коврике «твистер» стоят кегли, задание: сбить кегли мешочками.

— подвижная игра с маской «Странная птица»: педагог объясняет: птицу называют «странной» потому, что она ходит с закрытыми глазами, держится руками за колени, наклонившись вперёд, и ходит птица только назад; участники игры встают в круг, взявшись за руки, запускают «странную» птицу в круг, птица ходит только назад и ищет выход там, где руки у игроков расцеплены;

— игра с фонариком «Лучик внимания»: «Встань, как я скажу» (ориентировка в пространстве относительно себя: ребёнок закрывает глаза, педагог встаёт между предметами и проговаривает: «Справа от меня качели, слева «душ», «Впереди мишка, сзади мяч»; затем просит ребёнка встать на это место, по описанию).

12. Модуль. Тоннель «Звёздное небо» (релаксация)

13. Тактильная дорожка.

Упражнение «Сухой душ».

14. Рефлексия «Я рад (а), что у тебя получилось…»

Прощание.

                                                     Уважаемые родители!

     Мы  вместе с Вами продолжаем радоваться творческим успехам наших детей!

    Свою творческую выставку представил добрый, общительный, дружелюбный наш воспитанник Дмитрий П. Дима с  желанием берётся за любые задания, доводит начатое дело до конца, не боится трудностей,  искренне радуется своему успеху и успехам других детей!

Изображение

   Мы благодарим Вас, наши родители, за создание совместных творческих работ с детьми и с нетерпением ждём интересные работы других воспитанников!  Творчество Ваших детей радует всех, кто увидел персональную выставку каждого ребёнка!

                                                    Уважаемые родители!

   В лекотеке продолжает работать персональная выставка творческих работ наших детей. Сегодня свою вставку представил Алексей М., мальчик позитивный, творческий, жизнерадостный:

Изображение

             Ждём творческие работы каждого талантливого ребёнка нашей лекотеки!!

                             Здравствуйте, уважаемые родители и наши воспитанники!

    Большое спасибо за совместное творчество по созданию конкурсной работы «Наша Армия сильна». По итогам конкурса среди всех работ в детском саду лекотека заняла     II место. Поздравляем всех с заслуженной наградой!!! Ура!

Изображение

Изображение   Изображение

  

1 год назад
#

Уважаемые педагоги! Марина Фёдоровна, Елена Николаевна, спасибо Вам большое за возможность организации персональной выставки Полины Б. Спасибо за то, что даёте возможность детям, реализовать свой творческий потенциал, почувствовать себя нужным и важным! Не бояться экспериментировать! Ваша поддержка даёт возможность родителям увидеть творческие грани своего ребёнка, возможность реализовать его таланты в будущем! На каждом занятии вы удивляете своим профессионализмом, идеями! Вы мой фундамент на котором я уверенно строю свои отношения с ребёнком, принимаю, понимаю, верю и горжусь ей! СПАСИБО миллион раз!!!

                                                     Уважаемые родители! 

                                    Благодарим Вас за активное участие в фотовыставках!

    И вот что у нас получилось:

Первая фотовыставка«Мама и я — счастливые  мгновения!» была посвящена празднику «День матери».

Мама… Милая мама… Когда произносишь слово «Мама», на душе становится тепло. Мама — это самый важный человек.  Она такая прекрасная, нежная, хрупкая, но при этом она — сильная, смелая… Это человек, которого никто не заменит. Она — особенная! Она — самая лучшая! И это, Вы, наши мамы — лучшие мамы наших воспитанников! 

Изображение

Вот и отшумели самые любимые всеми новогодние праздники. Наступили зимние каникулы — самая весёлая, самая чудесная, самая счастливая пора!

                                             «Можно бегать весь день на природе!

                                              Или ехать с друзьями в поход!

                                              При любой даже грустной погоде -

                                              Это время улыбку несёт!»

Почти две недели наши детки отдыхали с самыми близкими людьми, — со своей семьёй, и значит пора чудес и волшебства, продолжилась. А вот где они побывали и что повидали, в какие игры играли и какие книги прочитали, — об этом и рассказывает наша следующая фотогалерея «Ура!!! Зимние каникулы!!»

Изображение

Мы очень гордимся и радуемся успехам каждого нашего воспитанника и благодарны, Вам, родителям за сотрудничество!! 

Изображение

     В лекотеке реализуется проект «Персональная выставка творческих работ каждого ребёнка»

         Свою первую персональную выставку представила воспитанница  Полина Б.:  

Изображение

    Уважаемые родители! Приглашаем Вас поделиться успехами своих детей в нашем проекте «Персональная выставка творческих работ каждого ребёнка».

1 год назад
#

     Детство – это неповторимое и волшебное время, и в нем нет ни пасмурных дней, ни пронзительных ветров, ни холодного дождя. Для ребенка нет преград в виде осенней слякоти — его тянет на улицу, где он любит играть в любое время года и при любой погоде.

Как сделать так, чтобы осенняя прогулка стала для детей интересной и познавательной? Чем можно занять ребёнка на прогулке осенью?

Осень переходный сезон, в это время природа очень быстро меняется. Сначала появляются яркие краски, потом листва с деревьев опадает, и они становятся серыми и унылыми. Температура воздуха понижается, и ребенок понимает, что на улице с каждым днем становится все холоднее. Одежда становится объемной, тяжелой и не очень удобной. Но именно в это время года легко привлечь внимание детей к природе, заинтересовать их и показать, как устроена жизнь.

«Гербарий» Одно из интереснейших занятий в это время года — сборка гербария, изготовления поделок из природного материала.

Каждый сезон для малышей наступает как будто впервые. Поэтому важно дать им возможность на своем опыте усвоить понятие времени года. Это ляжет в основу стройной картины мира. К счастью, решить такую задачу совсем не сложно.

                                                      Наблюдение во дворе

   Оглянемся вокруг и задумаемся – что изменилось в привычной картинке с приходом осени? Пусть во дворе растёт одно – единственное дерево – и оно может стать замечательным пособием. Подходите к нему раз в несколько дней – рассматривайте и трогайте листики. Качаясь на качелях, можно «полететь вместе с птичками» в теплые края. И полюбоваться цветом осеннего неба. В песочнице – потрогать прохладный песок и обратить внимание на теплую одежду приятелей. А потом вместе с ними отправиться на поиски тонких корочек льда. Если подержать в руке это прозрачное хрупкое чудо, кроха увидит и почувствует. Как холодное стёклышко льдинки на глазах превращается в тёплую капельку. Вот так фокус.

                                                       Прогулка в парк

    Здесь можно любоваться красками осени. Вдыхать её неповторимый аромат!

     Отправляйтесь на прогулку в парк или лесок почаще – и в погожие деньки листопада, и в пасмурные дни. «Волшебная природа». Это занятие заключается в том, чтобы просто гулять, наблюдая, прислушиваясь к звукам вокруг: к шуршанию листвы под ногами, щебетанию птиц.Вспомните во время прогулки об осенних признаках, и, может быть, вы увидите летающую паутинку или много ягод рябины на деревьях.

                                                       Приметы осени

  — Белки делают большой запас на зиму — жди зимой сильных морозов.

— Много рябины уродилось — значит, осень дождливая будет, а зима морозная.

— Высоко птицы перелетные летят — холода уже близко.

— Если листва с деревьев опала очень быстро, то зима будет холодной.

— Листва с берез опадает неравномерно — долго снега не будет.

— Кошка мордочку прячет, хвостиком прикрывает — к похолоданию.

Где ещё встретишь столько интереснейших объектов для исследования?! Да ещё всё это можно потрогать, пощупать, понюхать. Давайте малышу полную свободу.

   Вас беспокоит состояние одежды после прогулки? Прихватите с собой запасной попроще. И позвольте ребёнку веселиться в своё удовольствие: ползать по земле, забираться на деревья, собирать охапки опавших листьев и зарываться в них с головой!

   В разных уголках парка можно наблюдать многоликость пейзажей и растений. Сегодня вы полюбуйтесь раскидистым клёном и соберёте под ним нарядный букет. Завтра добавите в композицию веточки рябины. Дуб по праву займёт почётное место в прогулках. Обнаружив под ним однажды гладкий жёлудь, да ещё с симпатичной шляпкой.

                                                            Беседа

   Как сделать прогулку ещё полезнее для развития ребёнка?

Обращайте внимание на отдельные элементы окружающего мира. Возьмите в руку листик, посадите на ладонь божью коровку, проведите ручкой малыша по коре дерева.

Проговаривайте всё, что вы рассматриваете, отмечайте словами признаки и свойства. «Вот листик клёна. Широкий резной, похож на твою ладошку. Этот- желтый. А вот – красный».

Развивать музыкальные способности, эстетический вкус, умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку, развивать творчество и креативность.

Побуждать выражать свои впечатления от прослушивания классических произведении в творческой деятельности, исполнительском искусстве, речевой деятельности.

Фотографируйте своё чадо на роскошном фоне, не забывайте снимать и всё вокруг. Такие фотографии помогут оживить в памяти недавнюю прогулку и закрепить впечатления.

                                              Заготовка природного материала

     Собирать природный материал можно круглый год, так как у каждого времени года есть свои прелести. Особенно богатую палитру красок дает осень, золотыми и багряными листьями осенних деревьев. Заготовленный природный материал можно использовать в творческих работах. Для сбора природного материала можно использовать любую встречу с природой. Чем разнообразнее собранный материал, тем легче будет с ним работать. А вот листья можно использовать в аппликации, придавая ей различных оттенков или в качестве фона. Шишки еловые и сосновые можно использовать в работе с пластилином, делая разнообразных лесных зверюшек. Собранные сухие корни, ветки, шишки, сучки имеют причудливую форму. Можно предложить детям ответить на вопросы:

     На что похоже? Что напоминает?» Это побуждает ребят сравнивать их, вспоминать знакомых сказочных героев, внимательно вглядываться в материал, фантазировать, продумывать заранее, что из него можно будет сделать, какую создать композицию (с участием человечков, зверей, птиц, рыб и т. п.).

                     Старайтесь начинать каждое утро с улыбки и хорошего настроения, 

                           тогда и Вам, и Вашим детям осенняя депрессия не страшна!

 Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

                                                      СЕНСОРНАЯ КОРОБКА

Уважаемые родители, я хочу с Вами поговорить о сенсорной коробке. Сенсорная коробка – базовая история, которая должна быть в развивающей среде каждого ребёнка.

Для маленьких деток — это развитие координации движений, мелкомоторного движения.

Для ребёнка после трёх лет – то насущная необходимость для разгрузки нервной системы. Есть базовое правило: через мелкую моторику рук происходит сброс напряжения у детей. В моменты, когда адаптационный кризис, сложная ситуация в семье, когда Вы находитесь в тревожных мыслях, которые ребёнок тоже считывает – сенсорная коробка помогает ребёнку интуитивно разгружаться.

Очень часто мамы хотят максимальное количество времени ребёнка занять полезной деятельностью: чтобы занимался развивающими дидактическими играми, рисовал крючочки в книжках, вырезал, собирал, проходил лабиринты и т.д. Это всё прекрасно. Но принципиально важно, чтобы в моменты напряжения у ребёнка было время ничегонеделания. Когда он не в гаджеты уходил, не в мультфильмы. И когда его не анимируют взрослые рядом: тебе скучно – давай сделаем вот это и вот то.

Должно быть время паузы. Да, может быть скучно. Да, может быть переживательно. Но в это время у ребёнка идёт контакт со своим переживанием, и он начинает интуитивно подбирать состояние, в котором ему становится легче. Он может подойти к окну, полежать на диване, повисеть на кольцах, взять книгу и положить её на место, бросить мячик в кольцо, покидать дартс, потрогать подушку-антистресс. Ребёнок находится в тишине, в ровном пространстве без анимации и гаджетов. В это время он начинает, во-первых, вырабатывать нейронную связь контакта с собой: я чувствую, что сейчас со мной происходит. Во-вторых, начинает интуитивно подбирать способы, как я могу эти напряжения выводить.

И в этом смысле сенсорная коробка – предложение разных видов деятельности: что я могу потеребить, посмотреть, где я могу зависнуть. Что я могу поделать, не прилагая никаких усилий, после чего мне становится легче. Это очень важно!

Также сенсорную коробку можно использовать в занятиях:

— перед тем, как начать заниматься чем-то сложным, чтобы включить ребёнка;

— в процессе занятий, чтобы ребёнка разгрузить, когда он утомился;

— после занятий или когда приходит из детского сада – опять же для разгрузки.

Сенсорная коробка – достаточно простая вещь. Но она даёт ребёнку возможность поискать ключики к себе, понять, как ему становится легче.

В сенсорной коробке могут быть: различные мячики, разной по величине и материалу, брусочки.замочки, ключики, Pop it, игрушки из различного материала, игрушки-тянучки и другие, в соответствие с возрастом ребёнка. Коробка периодически меняется. Через несколько дней содержимое коробки изменится: что-то добавится, что-то станет неинтересным и уйдёт.

По объёму в коробке не должно быть чрезмерно много всего. Достаточно разнообразно, но не чрезмерно, чтобы мы не проваливались в какую-то бездонную корзину, где невозможно ничего найти. И если у Вас много таких предметов, которые Вы можете предложить ребёнку – лучше их менять переодически, а не класть всё одномоментно. Ориентироваться можно на тот объём, который комфортен ребёнку, давая ему возможность разгрузить нервную систему через мелкую моторику. Это эффективно!

                                Рекомендации по работе с детьми — аутистами дома

В жизни ранний детский аутизм в одних случаях обнаруживается в связи с тем, что у ребенка нет в активном словаре слов, предложений.

В других случаях ребенок – аутист говорит несвязанные между собой фразы из просмотренных мультфильмов, радиопередач, повторяет слова за взрослым.

Часто речь ребенка изобилует непроизвольным повторением слышимых звуков, слов, фраз (эхолалия). На вопрос взрослого: «Что это?» Ребенок отвечает: «Что это?»

Аутизм более ярко проявляется к 3 – 5 годам и может сопровождаться страхами, агрессией, само агрессией и стереотипностью поведения.

Не сравнивая своего малыша со сверстниками, родителям надо адекватно оценивать его уровень развития и ориентироваться на динамику достижений.

Для развития речевой деятельности детей необходимо

совершенствовать психологическую базу речи: ощущения, восприятие, внимание, память, моторику, мышление. Лучше всего развивать психические процессы в игровой деятельности по 15 — 30 минут ежедневно, в зависимости от возраста ребенка, работоспособности и его возможностей.

Дети – аутисты любят игры с водой, крупой, песком. Вот некоторые из них:

1. Купание кукол.

Искупайте кукол – голышей в теплой водичке, используйте мочалку, мыло. Сопровождайте все действия своей речью. «Давай нальем в ванночку теплой водички. Потрогай водичку рукой. Какая на ощупь водичка? Теплая. А вот куколки. Ты, знаешь, как их зовут? Это Ляля, а это Коля. Давай спросим у Ляли, нравится ей водичка?» и т. д.

2. Проведи дорожку.

Приготовьте лист ватмана. Чем меньше по возрасту ребенок, тем больше лист бумаги нужен ему, так как координация движений кистей рук еще недостаточно сформирована. Приклейте картинки детенышей животных с левой стороны ватмана, а с правой – их мам (можно нарисовать или поставить фигурки животных: собаки, щенка, лошади, жеребенка, козы, козленка и т д.)

«Покажи теленочка. Как кричит теленочек? Му – му! Теленочек ищет свою маму. Покажи маму теленочка. Нарисуй дорожку для теленочка. Сейчас по дорожке побежит теленочек к своей маме — коровке. Покажи, как бежит теленочек? (можно поцокать язычком). Аналогичные действия выполняются с другими животными. Дети знакомятся с названиями животных, звуками, которые они издают, учатся проводить линии слева направо, правильно держать карандаш.

3. Геометрические фигуры

Лепим из пластилина (теста) квадрат, круг, треугольник. Помогаем ребенку, если он затрудняется выполнить по показу взрослого. Фигуры из пластилина можно наклеивать на дощечку, картон. Фигурки из теста выпечь в духовке как печенье. В результате этой игры ребенок знакомится с геометрическими фигурами, техническими умениями. Воспитываются культурно – гигиенические навыки.

4. Пересыпаем крупу (гречку, горох, рис, фасоль)

Пересыпать крупу столовой (чайной) ложкой из одной емкости в другую. Считать количество ложек с крупой.

Пересыпать крупу щепотью одной руки (правой, левой) из одной миски в другую.

5. Работа с трафаретами

Обвести трафарет простым карандашом (или по цвету предмета), назвать предмет, а затем раскрасить красками или цветными карандашами, не выходя за пределы контура рисунка

Действия родителей:

 1. Будете последовательны. Родителям нужно помнить, что ребенку нужно время для адаптации. Вам необходимо быть «на одной волне «с психологами, дефектологами, которые работают с Вашим ребенком. Родители должны знать, что происходит на занятиях, какие требования предъявляются ребенку и соблюдать рекомендации специалистов. Соблюдение единства требований дома и на занятиях помогут укрепить его успех. Если не соблюдать единства требований, то в голове у ребенка возникает хаос, занятия становятся бесполезными. Выработайте в семье правило: если есть запрет на какое-то действие (например, не залазить на холодильник), то он соблюдается всегда и всеми членами семьи. Ребенок быстрее привыкнет и начнет соблюдать правила, если сами взрослые будет их придерживаться (есть только на кухне, разуваться в прихожей и т.д.).

 2.Сделайте жизнь ребенка предсказуемой и понятной для него. Это правило обеспечит Вашему ребенку комфорт от того, что он будет знать заранее какие события произойдут. Простое расписание дня отлично соответствует этому. Его можно составить с учетом занятий ребенка, прогулок, приема пищи, гигиенических процедур и т.д. обозначив события картинками. Надо стараться, чтобы внезапных изменений в постоянной рутину дня происходило как можно меньше. Если эти изменения должны произойти, то ребенка к ним готовят заранее.

 3.Поощряйте ребенка за хорошее поведение. Хвалите его сразу, как только он демонстрирует хорошее поведение, выполняет Вашу инструкцию, применяет только что разученный новый навык. Эмоциональная и своевременная награда за труд в виде приятного сюрприза поможет быстрее сформировать у ребенка нужное поведение. Это называют положительным подкреплением желаемого поведения

 4. Создайте ребенку личную зону. Это пространство в комнате или в квартире где ребенок может побыть один, поиграть, расслабиться. Эту зону можно выделить каким-либо визуально понятным ребенку образом (цветом пола, разметкой границы зоны цветным скотчем). При этом Вам надо предварительно убедиться, что там нет потенциально опасных предметов, которыми ребенок в случае истерики сможет причинить вред себе или окружающим.

 5.Ребенок остается ребенком. Всегда помните, что Ваш ребенок будет не только учиться, но и играть, как и все дети. Заранее продувайте как вызвать у него смех, улыбку и интерес к совместной игре. Есть огромное преимущество если он поймет, что играть в компании намного веселее и интереснее.

 6. Изучите сенсорные особенности ребенка. Многие дети с аутизмом могут проявлять парадоксальную реакцию на звуки, свет, прикосновения. Выясните что из них неприятны Вашему ребенку, а что наоборот его успокаивает. Зная это Вы заранее сможете предотвращать ситуацию, когда в ответ на неприятный раздражитель ребенок неосознанно даст негативную реакцию.

 7. Приступая к лечению знайте, что нет единого метода лечения, который помогал бы всем. Каждый ребенок уникален, у каждого есть свои сильные стороны и свои слабые места. К сожалению аутизм неизлечим и нет лекарства которое бы устранило причины его появления у ребенка. Лекарства только облегчают симптомы аутизма, облегчают усвоение знаний. Только грамотно подобранные программы ежедневных занятий  принесут ему пользу и адаптируют в обществе. Чаще это программа поведенческой терапии, развития речи, сенсорная интеграция, кинезиотерапия и др.

— ребенок с аутизмом, как и всякий другой ребенок, индивидуальность, поэтому используя общие рекомендации, нужно также учитывать специфические реакции ребенка, и на их основе, строить обучение. Описаны случаи, когда дети с аутизмом, вырастая, работали по профессии, лежащей в сфере их детских увлечений. Ребенок, увлеченный цифрами, в будущем может стать бухгалтером или налоговым инспектором;

— режим, дети — аутисты болезненно воспринимают любые действия, выходящие за рамки привычных, поэтому старайтесь придерживаться привычных для ребенка процедур;

— необходимо заниматься каждый день, это очень трудно, но только это может принести результаты. Начинать лучше с 5 минут и постепенно

Дополнительные коррекционные методики, которые вы можете использовать:

1. Занятия с карточками. Для занятий понадобятся карточки, для начала не больше 5. На них могут быть изображены предметы или люди, выполняющие определенные действия. Эти карточки можно использовать и для объяснения порядка действий. Например, подготовка ко сну разбивается на несколько действий, и на каждое действие заготавливается карточка. Сначала четко произносится: " Пора спать" и далее демонстрируются карточки. Карточки могут быть следующие: «снять одежду», «надеть пижаму», «почистить зубы», «умыться», «сходить в туалет», «пойти спать» и последней, картинка спящего ребенка. Показ картинок должен сопровождается объяснением, но не многословным. Только четкое название действий и ничего больше. Через несколько месяцев, может быть даже через год, достаточно будет сказать «пора спать» и ребенок будет знать, что ему нужно делать. Но, повторяю, это произойдет только в результате регулярных занятий. Такие карточки должны быть на все действия «гулять», «кушать», «читать», «рисовать».

2. Дети с аутизмом обычно боятся воды. Необходимо предлагать ему игры с водой, но начинать занятия нужно постепенно, например, с мокрого песка, насыпанного в ведро. Постепенно, песок должен становится все более мокрым. На нем можно чертить линии, делать из него различные фигуры.

3. Очень важно развивать тактильное восприятие. Для этого можно взять небольшую коробку, заполнить ее любой крупой или песком и внутрь спрятать камушки или крупные пуговицы, для начала 2-3, не больше. Ребенок должен их найти и достать, постепенно количество камешков можно увеличивать до 10-15. Еще одно похожее задание: в миску налейте воду, на дно положите монетки, ребенок должен стараться их достать.

4. Упражнение на развитие координации: необходимо взять 2 чашки, наполнить одну из них водой и попросить ребенка переливать воду из одной чашки в другую. По мере развития этого навыка, размер чашки должен уменьшаться.

5. Лепка — одна из важнейших коррекционных методик: одновременно будет развиваться и моторика, и сенсорная чувствительность. Для лепки можно использовать массу для моделирования или обычный пластилин. Ребенок раскатывает пластилин, делает из него шарики и просто разминает его.

6. Нанизывание бус. Начать лучше с крупных кругов, вырезных из картона, по мере развития навыка можно переходить к более мелким деталям, вплоть до бусинок.

7. Пазлы. Можно купить готовые пазлы, с очень крупными частями, а можно сделать их, нарисовав крупную картинку и разрезав ее на несколько частей, для начала на 3-4, со временем, количество частей пазла необходимо увеличивать.

8. Еще одно упражнение на моторику. Разложите в ряд одинаковые предметы, и пусть ребенок перевернет их.

9. Танцуйте. Можно танцевать дома или найти подходящий кружок для коллективных занятий.

10. Необходимо развивать тактильные и кинестетические ощущения. Для этого хорошо подойдут игры с различными материалами. Можно использовать шелк, шерсть, туалетную и наждачную бумагу.

Схема занятий может быть следующей: 5 минут занятия с карточками, 5 минут чтение книг, 5 минут пальчиковые игры, затем перерыв и новый блок занятий. Идите от простых упражнений, к более сложным, для начала используйте те задания, с которыми ребенок точно справится, это поможет ему поверить в себя.

И самое главное правило — такого ребенка необходимо принимать таким, какой он есть, не сравнивая с другими детьми. Он не лучше и не хуже их, он просто, другой...

Изображение

                                   Развивающие игры для детей с ОВЗ «Играем дома»

Уважаемые родители, чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья постоянно развивался, необходимо регулярно играть с ним в развивающие игры. Но развивающие не значит скучные и не значит, что нужно покупать дорогие игрушки. Главное, это ваша фантазия. Благодаря этой самой фантазии можно даже любое полезное занятие, и даже любой незначительный предмет превратить в волшебство, в сказку.

Примером такой развивающей игры является игра

«Волшебные пузырьки».

В процессе этой игры ребёнок отрабатывает новые движения и совершенствует уже имеющиеся. Игра развивает познавательные способности (память, внимание, творческое мышление, экспрессию), а также способствует эмоциональному развитию, разрядке напряжения, ощущения себя как личности, дает выход энергии и море хорошего настроения.

Ребёнок в игре выполняет дыхательные упражнения, учится распознавать свойства различных материалов.

  1. Приготовьте для игры пластмассовую мисочку и палочку для коктейля.
  2. Посадите ребёнка за стол, поставьте перед ним миску с водой. Покажите ему палочку для коктейля и научите его дуть в нее.
  3. Когда ребенок научится, предложите ему подуть в воду сквозь палочку, чтобы на поверхности появились пузырьки.
  4. Малышу очень понравится пускать пузыри и слушать звук, который раздается при этом.
  5. Можно, взяв две трубочки, вместе выдувать пузыри на поверхности воды.
  6. В следующий раз, когда ребёнок хорошо научится дуть, и не будет втягивать воду в себя, приготовьте мыльный раствор (смешайте с водой немного шампуня), и тогда, дуя в трубочку, малыш будет создавать необычные волшебные конструкции из мыльных пузырей.

                                                   Изображение

Развивающая игра с ленточками является развлечением, но кроме создания хорошего настроения она учит действовать двумя руками одновременно; отрабатывает новые движения и совершенствует уже имеющиеся; развивает фантазию, познавательные способности (память, внимание, творческое мышление) и эстетическое чувство; улучшает координацию движений; развивает ловкость и умение манипулировать различными предметами.

  1. Приготовьте для игры несколько разноцветных лент, каждая не более 40 сантиметров длиной.
  2. Возьмите ленту в руки и подойдите к ребенку.
  3. Начните играть с лентой, чтобы она извивалась у вас в руках. Поворачивайте ее в разных направлениях и свободно варьируйте темп движений.
  4. Ребёнок тоже захочет присоединиться к вам. Дайте ему одну из лент.
  5. Покажите ребенку, как правильно держать и двигать ленту.
  6. При помощи лент можно выписывать в воздухе различные фигуры. Когда ребёнок научится управлять лентой, попробуйте поиграть ленточками под музыку, двигаясь ей в такт, танцуя с ними.
  7. Также ленту можно привязать к небольшой палке (как в художественной гимнастике), и заставлять ленту виться, двигая палку.

                                            Изображение

Уже давно доказано, что шнуровка — идеальная игрушка для укрепления пальцев и всей кисти руки ребенка, развития глазомера, воспитания внимания и усидчивости. Все это создает оптимальные предпосылки для подготовки к письму.

Самым простым вариантом шнуровки являются плоские деревянные или пластмассовые цветные двухсторонние фигурки, изображающие зверей и другие предметы. На каждой из фигур имеются до двух десятков маленьких отверстий-дырочек, в которые можно протянуть шнурок, тесьму, ленту и т. п. Задания могут быть различными: протянуть шнурок в каждое отверстие через край трафарета, протягивать шнурок в каждую вторую (третью) дырочку по контору, соединить фигурки друг к другу с помощью шнурков.                                

                                              Изображение

Игры сосчётными палочками развивают концентрацию внимания (сосредоточенность), пространственное мышление, логику, воображение, тонкую координацию движений рук и формируют пространственные представления.

К четырехлетнему возрасту ребенок в состоянии считать палочки, сортировать их по цветам, выкладывать буквы, простые геометрические фигуры: квадраты, треугольники. Ребенку предлагается брать палочку двумя пальчиками из кучки, лежащей нас толе, так, чтоб не рассыпать все остальные или переложить одну-две палочки, чтобы получить другую фигуру.

Возможно использования образца постройки или изображения на листе бумаги. В ходе таких манипуляций дети могут закреплять знания геометрических фигур, цвета, букв цифр и т. п.

                                         Изображение

Основная идея мозаики как пособия для развития ребенка заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, много раз поворачивает и прикладывает их друг к другу, таким образом, совершенствуется мелкая моторика рук. Чтобы сложить из частей целое изображение, малыш должен проявить сообразительность и наблюдательность, терпение и настойчивость.

Сегодня существует большое многообразие мозаик: большие напольные без ограничения поверхности, мелкие гвоздиковые, магнитные, термомозаики и другие.

                                                   Изображение

Пальчиковые игры – это не только веселье, но и чрезвычайно полезное занятие для детей.

Исследования учёных доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Движение пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Игры развивают координацию движений, совершенствуют деятельность артикуляционных органов губ, языка, нижней челюсти.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которые не только оказывают благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Поиграйте с детьми в такие пальчиковые игры, как:

«Деревья» — Обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы (локти опираются на стол).

«Стол» — Правую руку сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку.

«Гнездо» — Пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней.

"Дом",«Крыша»,«Башня» — Держа пальцы вверх, соединить кончики пальцев левой и правой руки.

«Магазин» — Руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед «крышей».

«Коза» — Вытянуть указательный палец и мизинец, остальные пальцы прижать к ладони. Сначала упражнение выполнять правой, затем левой рукой, потом обеими руками вместе.

«Кошка» — Пальцы в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательный палец и мизинец слегка согнуты.

"Очки" — Образовать два кружка, соединить указательный и большой пальцы обеих рук.

«Зайчик» — Вытянуть вверх указательный и средний пальцы, а кончики безымянного и мизинцев соединить с кончиком большого пальца.

Упражнение выполнять сначала правой, потом левой рукой, затем обеими руками.

"Звонок" — На столе перед детьми настольный звонок — кнопка или ее рисунок. Ребёнок сначала выборочно любым пальцем нажимает кнопку. Затем последовательно от большого пальца к мизинцу, слева направо и наоборот.

«Пальчики здороваются» — Кончики пальцев одной руки прикасаются к кончикам пальцев другой руки.

«Человечек» — Указательный и средний пальцы бегают по столу.

«Птички летят» — Пальцами обеих рук, поднятых над столом тыльной стороной кверху, производить движения «вверх-вниз» — птички летят, машут крыльями.

«Игра на пианино» — Имитация игры на пианино. Можно имитировать игру на других музыкальных инструментах («Веселый оркестр»).

«Курочка пьет воду» — Локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва, ритмичные наклоны рук вперед с подключением кистевого замаха.

«Веселые маляры» — движения «кистью» влево-вправо, вверх-вниз.

«Блины» — Положить кисти рук на стол ладонями вниз, одновременно поворачивать их ладонями вверх. При выполнении движений кисти рук отрываются от поверхности стола.

«Кошечка» — Положить кисти рук на стол ладонями вниз. Сжать пальцы обеих рук одновременно в кулак, затем разжать их, разводя пальцы. При выполнении движений кисти рук отрываются от поверхности стола, а затем кулак или ладонь кладутся на стол.

«Кошка-мышка» — Положить на стол раскрытую ладонь правой руки и сжатую в кулак кисть левой руки. Одновременно поменять положение кистей рук.

                                        Изображение

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Взрослые видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками — это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.

Игра «Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

Игра «Песочные строители»

Цель: закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.

Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф — только прямоугольной, а бегемот хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям песочницы.

В верхнем правом углу будет жить бегемот. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток. Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей песочницы. Задание можно также усложнить путем введения большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану.

При подборе игр необходимо следить за тем, чтобы нагрузка была доступной для ребенка и не вызывала у него перенапряжения. Содержание и дозировка нагрузки должны предусматривать постепенность усложнения игр, чередование их по направленности, интенсивности и продолжительности, что стимулирует постоянный интерес к игровой деятельности.

                                   Изображение

На психофизическое развитие ребенка большое влияние оказывает общение с тем взрослым, к которому он эмоционально привязан, с которым ему нравится общаться. Именно в игре создаются необходимые условия для возникновения и развития таких отношений. Поэтому, нужно таким образом выстроить для детей контакты с окружающим миром, чтобы у них возникло стремление приобрести опыт, который обеспечит их будущий успех и пополнит копилку навыков и умений.

Играя с ребенком, уважаемые родители, старайтесь проникнуться процессом наравне с ним, верить во все происходящее или хотя бы притворится. Принимайте любую импровизацию, не настаивайте на своих правилах игры.

Следите за своей речью, ведь вы являетесь образцом для подражания. Помните, что малыши гораздо больше понимают, чем могут выразить словами. Следите за настроением своего ребенка. Задействуйте все органы чувств: пусть ребенок рассматривает, слушает, трогает.