Упражнения для развития речи детей 4-5 лет

Блог учителя-логопеда

Упражнения для развития речи детей 4-5 лет

<span style=«font-size:14.0pt;font-family:»Times New Roman",«serif»;mso-fareast-font-family: «Times New Roman»;letter-spacing:.25pt">Проанализировав нормы речевого развития(они указаны в статье «Особенности развития речи у детей в возрасте 4-5лет»), родители могут понять, какие сферы речи их малыша нужно развивать впервую очередь: те, с которыми есть проблемы. Для коррекции каждой отдельнойсферы можно подобрать соответствующие игры на развитие речи. Перво-наперво – нарасширение словарного запаса.

<span style=«font-size:14.0pt;font-family: „Times New Roman“,»serif";mso-fareast-font-family:«Times New Roman»"> <o:p></o:p>

<span style=«font-size:14.0pt; font-family:»Times New Roman",«serif»;mso-fareast-font-family:«Times New Roman»; letter-spacing:.25pt">Вот несколько примеров таких игр.

<span style=«font-size:14.0pt;font-family:»Times New Roman",«serif»;mso-fareast-font-family: «Times New Roman»"> <o:p></o:p>
  • <span style=«font-size:14.0pt;font-family:»Times New Roman",«serif»; mso-fareast-font-family:«Times New Roman»">Взрослый называет предмет, а малыш должен поставить это слово во множественное число (стена – стены). По ходу такой игры можно касаться и многозначности (например, спинка может быть и у ребенка, и у стула или сидения, а кружка во множественном числе, только с другим ударением – это и геометрические фигуры, и секции для творческих занятий). При этом своевременно акцентируют внимание ребенка на том, что не все слова «множатся» одинаково (лев – львы, рот – рты). Так развивается навык употребления множественного числа и расширяется словарный запас. <o:p></o:p>
  • <span style=«font-size:14.0pt;font-family:»Times New Roman",«serif»; mso-fareast-font-family:«Times New Roman»">Познакомить малыша с антонимами можно, предлагая подбирать противоположные значения к словам (мягкий – твердый, чистый – грязный). Пусть при этом подбирает слова к новым значениям (белый снег – черная ночь), а затем заменяет их местоимениями (он белый, она черная). Так дошкольник потренируется в согласовании слов, употреблении местоимений. <o:p></o:p>
  • <span style=«font-size:14.0pt;font-family:»Times New Roman",«serif»; mso-fareast-font-family:«Times New Roman»">Прочитав рассказ или стихотворение, можно предложить малышу придумать собственный финал. Это также развивает мышление, воображение и связную речь. <o:p></o:p>
  • <span style=«font-size:14.0pt;font-family:»Times New Roman",«serif»; mso-fareast-font-family:«Times New Roman»">Игра с мячом позволяет развить различные навыки: обогатить лексику, освоить синонимы, антонимы, узнавать предметы по описанию, образовывать новые формы слов. Например, малышу бросают мяч, назвав предмет, а он возвращает мяч, называя предмет ласкательно. Или в ответ на слово подбирает противоположное по значению. Или называет предмет, услышав его признаки, называет цвет указанного предмета. Фантазия родителей может подсказать и другие варианты таких игр. <o:p></o:p>
  • <span style=«font-size:14.0pt;font-family:»Times New Roman",«serif»; mso-fareast-font-family:«Times New Roman»">Одушевленные и неодушевленные предметы. Понятие о них можно легко закрепить при помощи игры с карточками: в одну группу ребенок должен откладывать одушевленные предметы, в другую – неодушевленные, помогая себе вопросами: «Это груша. Она живая? Нет. Это корова. Она живая? Да». <o:p></o:p>
  • <span style=«font-size:14.0pt;font-family:»Times New Roman",«serif»; mso-fareast-font-family:«Times New Roman»">С помощью похожего упражнения можно познакомить малыша с относительными прилагательными. В одной группе карточек будут предметы, в другой – материалы, из которых они сделаны. Задача ребенка – соотнести две картинки, проговаривая: мяч сделан из резины. Он – резиновый. Карандаш сделан из дерева. Он – деревянный. <o:p></o:p>

<span style=«font-size: 14pt; font-family: „Times New Roman“, serif; font-weight: bold;»> Это важно! <o:p></o:p>

<span style=«font-size:14.0pt; font-family:»Times New Roman",«serif»;mso-fareast-font-family:«Times New Roman»; letter-spacing:.25pt">Для того чтобы речь дошкольника стала более выразительной,предложите ему такую игру (играть должно несколько детей или семья). Ребенок позаданию взрослого должен продемонстрировать остальным игрокам разные оттенкинастроения человека (веселье, удивление, огорчение, злость, усталость, уныние).При этом малыш может использовать соответствующую интонацию, мимику, междометия(ох-ох, ого, ух ты, эх, ах, ай-ай). Остальные играющие отгадывают, что именнобыло показано.

<span style=«font-size:14.0pt;font-family:»Times New Roman",«serif»; mso-fareast-font-family:«Times New Roman»"> <o:p></o:p>

<span style=«font-size:14.0pt; font-family:»Times New Roman",«serif»;mso-fareast-font-family:«Times New Roman»">  <o:p></o:p>

<span style=«font-size:14.0pt; font-family:»Times New Roman",«serif»;mso-fareast-font-family:«Times New Roman»">Грамматика <o:p></o:p>

<span style=«font-size:14.0pt; font-family:»Times New Roman",«serif»;mso-fareast-font-family:«Times New Roman»; letter-spacing:.25pt">Освоение грамматического строя весьма актуально для детейэтого возраста, поскольку позволяет избегать неправильного употребления формслов. Для отработки этого навыка существует немало игровых заданий, которыедети выполняют с интересом.

<span style=«font-size:14.0pt;font-family: „Times New Roman“,»serif";mso-fareast-font-family:«Times New Roman»"> <o:p></o:p>
  • <span style=«font-size: 14pt; font-family: „Times New Roman“, serif; font-weight: bold;»>В чем ошибка?
  • <span style=«font-size:14.0pt;font-family:»Times New Roman",«serif»;mso-fareast-font-family: «Times New Roman»">Малышу показывают карточку и описывают изображенный на ней предмет, допуская логические ошибки. Малыш должен их обнаружить (слоненок большой – да, крылатый – нет, тяжелый – да, синий – нет). <o:p></o:p>
  • <span style=«font-size: 14pt; font-family: „Times New Roman“, serif; font-weight: bold;»>Так не бывает.
  • <span style=«font-size:14.0pt;font-family:»Times New Roman",«serif»;mso-fareast-font-family: «Times New Roman»"> Ребенку читают предложения, в которых он должен обнаружить несоответствие действительности (пришла зима, и с юга вернулись перелетные птицы). Затем малыш должен исправить эту ошибку (птицы прилетают весной). <o:p></o:p>
  • <span style=«font-size: 14pt; font-family: „Times New Roman“, serif; font-weight: bold;»>Какие?
  • <span style=«font-size:14.0pt;font-family:»Times New Roman",«serif»;mso-fareast-font-family: «Times New Roman»;letter-spacing:.25pt"> Взрослый называет предмет, дошкольник должен подобрать к нему несколько характерных прилагательных (солнце – круглое, горячее, желтое, трава – зеленая, высокая, густая).
<span style=«font-size:14.0pt;font-family:»Times New Roman",«serif»;mso-fareast-font-family: «Times New Roman»"> <o:p></o:p>
  • <span style=«font-size: 14pt; font-family: „Times New Roman“, serif; font-weight: bold;»>Что это?
  • <span style=«font-size:14.0pt;font-family: „Times New Roman“,»serif";mso-fareast-font-family:«Times New Roman»; letter-spacing:.25pt">Взрослый описывает предмет, а ребенок должен его угадать. Второй вариант – малышу дается карточка с изображением предмета, а он должен описать изображение, чтобы другие могли угадать, о чем речь.
<span style=«font-size:14.0pt;font-family:»Times New Roman",«serif»;mso-fareast-font-family: «Times New Roman»"> <o:p></o:p>
  • <span style=«font-size: 14pt; font-family: „Times New Roman“, serif; font-weight: bold;»>Что таким бывает?
  • <span style=«font-size:14.0pt;font-family:»Times New Roman",«serif»;mso-fareast-font-family: «Times New Roman»"> Взрослый называет признак предмета, задача ребенка – подобрать как можно больше существительных с этим признаком. Например, высокий – дом, шкаф, забор, жираф, строительный кран; голубыми могут быть небо, море, васильки, мамины глаза, попугай и т.д. <o:p></o:p>
  • <span style=«font-size: 14pt; font-family: „Times New Roman“, serif; font-weight: bold;»>Перепутали.
  • <span style=«font-size:14.0pt; font-family:»Times New Roman",«serif»;mso-fareast-font-family:«Times New Roman»"> Взрослый читает предложение с явной ошибкой употребления. Ребенок должен найти ее и исправить (картина рисует Машу, заяц ловит лису, дети пошла гулять, Коля любят играть, Даша оделся и пошел во двор, и т. д.). <o:p></o:p>

<span style=«font-size:14.0pt; font-family:»Times New Roman",«serif»;mso-fareast-font-family:«Times New Roman»; letter-spacing:.25pt">         Отмечая ошибки ребенка,родители могут подобрать и другие игры, например, помогающие усвоению формглаголов единственного и множественного числа, повелительного наклонения,настоящего и прошедшего времени, отработке употребления наречий, предлогов,умения согласовывать существительные с прилагательными, глаголами и т.д. Если уребенка есть проблемы с произношением звуков, помогут скороговорки, упражненияна артикуляцию (о них говорилось здесь), развитие мелкой моторики (описано вэтой статье). Если ребенок не может дифференцировать звуки или слоги в речи,помогут игры на развитие фонематического слуха (приводятся тут – «Развитие речиу детей дошкольного возраста»). Главное при этом – помнить: мы развиваем речьребенка не для того, чтобы помочь ребенку в дальнейшей социализации, вобучении, коммуникациях со сверстниками. 

<span style=«font-size:14.0pt;font-family:»Times New Roman",«serif»; mso-fareast-font-family:«Times New Roman»"> <o:p></o:p>

<o:p> </o:p>

<span style=«font-size:14.0pt; font-family:» times="" new="" roman",«serif»;mso-fareast-font-family:«times=»" roman";="" letter-spacing:.25pt"="">

<span style=«font-size:14.0pt;font-family:» times="" new="" roman",«serif»;="" mso-fareast-font-family:«times=»" roman""=""> <o:p></o:p>

<span style=«font-size:14.0pt; font-family:» times="" new="" roman",«serif»;mso-fareast-font-family:«times=»" roman";="" letter-spacing:.25pt"="">

<span style=«font-size:14.0pt;font-family:» times="" new="" roman",«serif»;="" mso-fareast-font-family:«times=»" roman""=""> <o:p></o:p>
Указана неверная ссылка
12:09
794
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!