При встрече родители детей с нарушениями в речевом развитии спрашивают о причине задержки или отставании речи. Очень полезная статья «Родителям и педагогам» невролога, кандидата медицинских наук до Ю.А. Шишонина, в которой он рассказывает о самой распространенной причине задержки речевого развития детей, связанной с нарушением кровоснабжения головного мозга вследствие родовой травмы. Ссылка на статьюhttps://www.220ds.ru/articles/122-roditeljam-i-ped...
Блог учителя-логопеда Ефремовой Л.В.
Основная информация
Логопедические занятия в старших группах №4 и №6 завершились в этом учебном году с очень положительной динамикой в развитии речи детей. Большое спасибо родителям за взаимодействие с учителем-логопедом, участие в коррекционном процессе и выполнение рекомендаций по закреплению поставленных звуков! Спасибо за обратную связь и теплые слова.
Дети старшей группы №6 (22 ребенка) озвучили аудиосказку А.С.Пушкина «Сказка о Золотом петушке». https://cloud.mail.ru/public/bwEU/QQvv3scJn
Логопедическая работа по исправлению звукопроизношения у детей
К наиболее часто искажаемым звукам у детей относятся свистящие (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц), шипящие (Ш, Ж, Щ, Ч), сонорные (Л, ЛЬ, Р, РЬ). В этом же порядке звуки ставятся и закрепляются в речи ребенка.
Часто родители логопеду задают вопрос: сколько времени займёт работа по коррекции звукопроизношения у ребёнка? Всегда отвечаю: у логопеда нет волшебной таблетки или ребенок не проходит у логопеда курс из 10 сеансов. У каждого ребенка индивидуально. Результаты работы зависят от многих факторов:
степени нарушения звукопроизношения, количества нарушенных групп звуков, особенностей развития внимания, памяти, фонематического восприятия самого ребенка, регулярности занятий, степени мотивации самого ребенка говорить правильно, развития самоконтроля ребенка за своей речью,заинтересованности родителей в процессе работы над звукопроизношением.1.Индивидуальные, возрастные и психологические особенности ребенка. У детей нередко наблюдается скованность, стеснительность, замкнутость, а иногда и боязнь встреч с незнакомыми, поэтому логопеду иногда требуется время, чтобы расположить ребенка к себе и адаптировать к занятиям. Также эффективность коррекционной работы зависит от уровня развития произвольного внимания, восприятия, памяти, мыслительных операций. В случаях аномалий органов, участвующих в артикуляции (язык, нёбо, зубы, челюсть), также требуется время для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков;
2. Регулярность посещения занятий ребенком. Логопед старается организовать занятия в форме игр, но они все равно несут обучающий характер, то есть на них ребенок получает определенные знания, умения и навыки, которые требуют закрепления и развития на последующих занятиях. Поэтому, если ребенок посещает занятия нерегулярно, зачастую данные знания и навыки теряются или не получают своего развития, и процесс логопедической работы замедляется;
3. Участие родителей в процессе коррекции. Если у вашего ребенка проблемы с произношением, и он посещает занятия с логопедом, все равно работа даже самого лучшего логопеда не даст хороших результатов, если вы дома не будете регулярно заниматься с ребенком, поскольку коррекция звукопроизношения – это выработка у ребёнка нового условного рефлекса (новой привычки говорить), которая должна подкрепляться положительным эмоциональным настроем, поддержкой ребенка родителями (похвалами, поощрениями) и контролем;
4. Степень сложности дефекта, речевой диагноз. Чем больше групп звуков у ребенка нарушено, тем больше времени потребуется для коррекции. Кроме этого работу могут усложнить нарушения в строении артикуляционного аппарата (неправильный прикус, отсутствии зубного ряда, укороченная подъязычная связка и т.д.)
Логопедическая работа над звуком осуществляется поэтапно:
1. Подготовительный этап
Задачами данного этапа являются: развитие умения ребенком узнавать и отличать нарушенный звук на слух; формирование артикуляторной базы (достаточной подвижности языка, губ), необходимой для правильного произношения того или иного звука или группы звуков. Правильное произношение звуков зависит от деятельности органов артикуляции (языка, губ мягкого нёба, зубов и т.д.), от их подвижности и гибкости, от координации артикуляционных движений, их силы и точности. Так, трудный для произнесения звук [р] требует гибкости движений языка, быстрой вибрации его кончика. Шипящие звуки требуют сильной воздушной струи, подъёма языка в форме «ковшика», округления губ и вытягивания их слегка вперёд и т.д. Поэтому необходимо систематически упражнять органы артикуляции, проводить упражнения, направленные на тренировку мышц языка с целью придания ему нужного положения; на подвижность губ, челюстей, щёк, на выработку воздушной струи, правильного дыхания. На данном этапе выполняются артикуляционные упражнения. Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять ребенку каждый день перед зеркалом. Ребенок посещает занятия с логопедом 2 раза в неделю, поэтому остальные дни родителям нужно организовывать выполнение упражнений с ребенком дома.
2. Этап постановки звука
Поставить ребенку правильный изолированный звук логопед может с помощью подражания, показа правильной артикуляции или механического воздействия. Например, зачастую вызвать правильный звук Р достаточно трудно. Практика показывает, что вызвать этот звук при помощи подражания удается редко. Обычно постановке звука Р предшествует долгая работа по подготовке артикуляционного аппарата, выработке нужных движений языка. Поэтому родителям и ребенку надо запастись терпением.
3. Этап автоматизации (закрепления) звука
После постановки звука, когда ребенку удалось звук произнести правильно изолированно (не в слове), начинается длительный этап автоматизации (закрепления) звука в речи. Этап автоматизации проходит в строго определенной последовательности: сначала звук закрепляется в слогах, затем в словах, предложениях, чистоговорках и в связных высказываниях. Ребенок не начнет произносить сразу звук Р в самостоятельной речи пока не научиться говорить слова с этим звуком. На этапе автоматизации (включения в речь) звука занятия родителей с детьми по заданию логопеда крайне необходимы. Их следует проводить ежедневно или через день около 15 мин. На этом этапе логопед в домашних заданиях рекомендует родителям с ребенком называть картинки, повторять слова, использовать речевые игры.
4. Этап дифференциации
Иногда дети не отличают новый поставленный звук от некоторых сходных с ним звуков и путают (вместо «сушка» — «шушка», вместо «Саша» — «Шаша»). Поэтому требуется дальнейшее продолжение работы над звуком по его разграничению с другими звуками, то есть дифференциации, чтобы ребенок мог определять, какой звук в слове нужно произносить. Для дифференциации звука используется прием сравнения двух артикуляционных укладов и установления их различия. Проводятся занятия по дифференциации звуков с использование доступного детям игрового материала. Подбираются картинки по категориям: одежда, обувь, игрушки, цветы, овощи и т.д. Благодаря речевым упражнениям дети начинают быстрее и лучше улавливать разницу между звуками. Затем переходят к заучиванию стихов, чистоговорок, содержащих те или другие звуки, нужные для дифференциации.
На всех этапах обучения звукопроизношению используются упражнения в форме игр: с картинками, игрушками, звукоподражанием, с элементами движений; чтение и заучивание стихов, потешек, чистоговорок, пересказы и составление коротких рассказов.
Консультация учителя-логопеда «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с буквами»
Сегодня уже стало нормой, что ребенок, поступающий в школу, знает буквы и умеет читать. У многих родителей возникает вопрос: когда лучше всего начинать знакомство с алфавитом? Оптимальным для обучения буквам возраст 4 – 5 лет, когда ребенок психологически готов обучаться. Знакомство с алфавитом – достаточно трудное дело для дошколят, поэтому работа ведется постепенно, от простого к сложному. Не надо требовать от ребенка механического запоминания сразу всего алфавита. На каждом занятии нужно осмысленно отрабатывать одну букву, закреплять предыдущий материал и осваивать новый. Перед началом обучения взрослый должен сам научиться правильно называть буквы звуками: четко и ударно согласные (б, но не “бэ”, м, р, с, но не “эм, эр, эс”). Гласные нужно научить ребенка произносить протяжно, например, а – а- а. Можно начинать составлять слоги, когда появится необходимый запас букв (ба, ма, па, да). Покажите ребенку, как происходит слияние двух букв. Ребенок не должен просто называть буквы слога, он должен их слитно читать. Рекомендуется знакомить с буквами и звуками в том порядке, в котором они формируются в онтогенезе. В первую очередь, это гласные звуки а, о, у, ы, э и согласные. Гласные буквы я, е, ё, ю состоят из двух звуков, поэтому изучаются в более старшем возрасте. Нужно помнить, что процесс знакомства со звуками и буквами должен проходить в игровой форме и не быть утомительным для ребенка. Предлагаю родителям при организации занятий использовать презентации «Азбука для малышей» 1 и 2 часть. «Азбука для малышей» 1 часть — cloud.mail.ru/public/CLjG/koSGKHTif
«Азбука для малышей» 2 часть — cloud.mail.ru/public/58f2/UUghDkhfW
А так же рекомендую родителям при знакомстве с гласными буквами использовать интересные задания «Экологической азбуки». https://cloud.mail.ru/public/Zgju/MvY17R5Y7