Рейтинг: 7
Создана 6 лет назад
Владелец Ирина Бакирова

Стена группы

Загрузка...

Логопедическая работа по исправлению звукопроизношения у детей

     К наиболее часто искажаемым звукам у детей относятся свистящие (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц), шипящие (Ш, Ж, Щ, Ч), сонорные (Л, ЛЬ, Р, РЬ). В этом же порядке звуки ставятся и закрепляются в речи ребенка. 

      Часто родители логопеду задают вопрос: сколько времени займёт работа по коррекции звукопроизношения у ребёнка? Всегда отвечаю: у логопеда нет волшебной таблетки или ребенок не проходит у логопеда курс из 10 сеансов. У каждого ребенка индивидуально. Результаты работы зависят от многих факторов:

степени нарушения звукопроизношения, количества нарушенных групп звуков, особенностей развития внимания, памяти, фонематического восприятия самого ребенка, регулярности занятий, степени мотивации самого ребенка говорить правильно, развития самоконтроля ребенка за своей речью,заинтересованности родителей в процессе работы над звукопроизношением.

1.Индивидуальные, возрастные и психологические особенности ребенка. У детей нередко наблюдается скованность, стеснительность, замкнутость, а иногда и боязнь встреч с незнакомыми, поэтому логопеду иногда требуется время, чтобы расположить ребенка к себе и адаптировать к занятиям. Также эффективность коррекционной работы зависит от уровня развития произвольного внимания, восприятия, памяти, мыслительных операций. В случаях аномалий органов, участвующих в артикуляции (язык, нёбо, зубы, челюсть), также требуется время для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков;

2. Регулярность посещения занятий ребенком. Логопед старается организовать занятия в форме игр, но они все равно несут обучающий характер, то есть на них ребенок получает определенные знания, умения и навыки, которые требуют закрепления и развития на последующих занятиях. Поэтому, если ребенок посещает занятия нерегулярно, зачастую данные знания и навыки теряются или не получают своего развития, и процесс логопедической работы замедляется;

3. Участие родителей в процессе коррекции. Если у вашего ребенка проблемы с произношением, и он посещает занятия с логопедом, все равно работа даже самого лучшего логопеда не даст хороших результатов, если вы дома не будете регулярно заниматься с ребенком, поскольку коррекция звукопроизношения – это выработка у ребёнка нового условного рефлекса (новой привычки говорить), которая должна подкрепляться положительным эмоциональным настроем, поддержкой ребенка родителями (похвалами, поощрениями) и контролем;

4. Степень сложности дефекта, речевой диагноз. Чем больше групп звуков у ребенка нарушено, тем больше времени потребуется для коррекции. Кроме этого работу могут усложнить нарушения в строении артикуляционного аппарата (неправильный прикус, отсутствии зубного ряда, укороченная подъязычная связка и т.д.)

Логопедическая работа над звуком осуществляется поэтапно:

1. Подготовительный этап

Задачами данного этапа являются: развитие умения ребенком узнавать и отличать нарушенный звук на слух; формирование артикуляторной базы (достаточной подвижности языка, губ), необходимой для правильного произношения того или иного звука или группы звуков. Правильное произношение звуков зависит от деятельности органов артикуляции (языка, губ мягкого нёба, зубов и т.д.), от их подвижности и гибкости, от координации артикуляционных движений, их силы и точности. Так, трудный для произнесения звук [р] требует гибкости движений языка, быстрой вибрации его кончика. Шипящие звуки требуют сильной воздушной струи, подъёма языка в форме «ковшика», округления губ и вытягивания их слегка вперёд и т.д. Поэтому необходимо систематически упражнять органы артикуляции, проводить упражнения, направленные на тренировку мышц языка с целью придания ему нужного положения; на подвижность губ, челюстей, щёк, на выработку воздушной струи, правильного дыхания. На данном этапе выполняются артикуляционные упражнения. Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять ребенку каждый день перед зеркалом. Ребенок посещает занятия с логопедом 2 раза в неделю, поэтому остальные дни родителям нужно организовывать выполнение упражнений с ребенком дома.

2. Этап постановки звука

Поставить ребенку правильный изолированный звук логопед может с помощью подражания, показа правильной артикуляции или механического воздействия. Например, зачастую вызвать правильный звук Р достаточно трудно. Практика показывает, что вызвать этот звук при помощи подражания удается редко. Обычно постановке звука Р предшествует долгая работа по подготовке артикуляционного аппарата, выработке нужных движений языка. Поэтому родителям и ребенку надо запастись терпением.

3. Этап автоматизации (закрепления) звука

После постановки звука, когда ребенку удалось звук произнести правильно изолированно (не в слове), начинается длительный этап автоматизации (закрепления) звука в речи. Этап автоматизации проходит в строго определенной последовательности: сначала звук закрепляется в слогах, затем в словах, предложениях, чистоговорках и в связных высказываниях. Ребенок не начнет произносить сразу звук Р в самостоятельной речи пока не научиться говорить слова с этим звуком. На этапе автоматизации (включения в речь) звука занятия родителей с детьми по заданию логопеда крайне необходимы. Их следует проводить ежедневно или через день около 15 мин. На этом этапе логопед в домашних заданиях рекомендует родителям с ребенком называть картинки, повторять слова, использовать речевые игры.

4. Этап дифференциации

Иногда дети не отличают новый поставленный звук от некоторых сходных с ним звуков и путают (вместо «сушка» — «шушка», вместо «Саша» — «Шаша»). Поэтому требуется дальнейшее продолжение работы над звуком по его разграничению с другими звуками, то есть дифференциации, чтобы ребенок мог определять, какой звук в слове нужно произносить. Для дифференциации звука используется прием сравнения двух артикуляционных укладов и установления их различия. Проводятся занятия по дифференциации звуков с использование доступного детям игрового материала. Подбираются картинки по категориям: одежда, обувь, игрушки, цветы, овощи и т.д. Благодаря речевым упражнениям дети начинают быстрее и лучше улавливать разницу между звуками. Затем переходят к заучиванию стихов, чистоговорок, содержащих те или другие звуки, нужные для дифференциации.

На всех этапах обучения звукопроизношению используются упражнения в форме игр: с картинками, игрушками, звукоподражанием, с элементами движений; чтение и заучивание стихов, потешек, чистоговорок, пересказы и составление коротких рассказов. 

Консультация учителя-логопеда «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с буквами»

Сегодня уже стало нормой, что ребенок, поступающий в школу, знает буквы и умеет читать. У многих родителей возникает вопрос: когда лучше всего начинать знакомство с алфавитом? Оптимальным для обучения буквам возраст 4 – 5 лет, когда ребенок психологически готов обучаться. Знакомство с алфавитом – достаточно трудное дело для дошколят, поэтому работа ведется постепенно, от простого к сложному. Не надо требовать от ребенка механического запоминания сразу всего алфавита. На каждом занятии нужно осмысленно отрабатывать одну букву, закреплять предыдущий материал и осваивать новый. Перед началом обучения взрослый должен сам научиться правильно называть буквы звуками: четко и ударно согласные (б, но не “бэ”, м, р, с, но не “эм, эр, эс”). Гласные нужно научить ребенка произносить протяжно, например, а – а- а. Можно начинать составлять слоги, когда появится необходимый запас букв (ба, ма, па, да). Покажите ребенку, как происходит слияние двух букв. Ребенок не должен просто называть буквы слога, он должен их слитно читать. Рекомендуется знакомить с буквами и звуками в том порядке, в котором они формируются в онтогенезе. В первую очередь, это гласные звуки а, о, у, ы, э и согласные. Гласные буквы я, е, ё, ю состоят из двух звуков, поэтому изучаются в более старшем возрасте. Нужно помнить, что процесс знакомства со звуками и буквами должен проходить в игровой форме и не быть утомительным для ребенка. Предлагаю родителям при организации занятий использовать презентации «Азбука для малышей» 1 и 2 часть. «Азбука для малышей» 1 часть — cloud.mail.ru/public/CLjG/koSGKHTif

«Азбука для малышей» 2 часть — cloud.mail.ru/public/58f2/UUghDkhfW

А так же рекомендую родителям при знакомстве с гласными буквами использовать интересные задания «Экологической азбуки». https://cloud.mail.ru/public/Zgju/MvY17R5Y7

Постановка звука «Р»

Для произношения звука «Р» необходимо тренировать умение ребенком удерживать язык за верхними зубами (многие дети не могут на начальном этапе поднять язык за верхние зубы). В данных видеороликах показаны основные артикуляционные упражнения, с помощью которых тренируется верхний подъем языка.

После этапа подготовки артикуляционного аппарата, когда язык ребенка достаточно сильный, крепкий и может удержаться за верхними зубками, вызываем вибрацию кончика языка. В данном фрагменте показан данный этап работы над звуком. cloud.mail.ru/public/rvDX/R6zbKQY3p

Закрепляем изолированное произношение звука через звукоподражание «Тигр рычит», «Моторчик» cloud.mail.ru/public/AqN5/q5eJcMDWo

Постепенно вводим звук «Р» в слоги: РА, РО, РУ, РЫ. Используем упражнение «Заводим моторчик» https://cloud.mail.ru/public/mL44/pypLPMWvD

В дальнейшем закрепляем звук в словах. Речевая игра «Кто больше знает слов со звуком „Р“ https://cloud.mail.ru/public/HbrZ/tMP5c8mhh

Очень важно научить ребенка слышать звук и определять позицию в слове. Звук „Р“ в слове ребенок может произносить в начале, середине и в конце слова. https://cloud.mail.ru/public/NyTZ/D72uRj9qD

Консультация «Исправляем зеркальное написание ребенком букв»

У большинства детей, в возрасте 5-7 лет часто наблюдается написание букв или цифр в неправильном направлении. В этом возрасте наличие зеркальности проявляется особенно отчетливо, потому что ребенок начинает много писать, готовясь к школе.

Причины возникновения зеркального письма

Причина таких отклонений – ведущее полушарие ребенка. Как правило, до семилетнего возраста более активно правое полушарие мозга. В этом случае восприятие пространства происходит справа налево, отчего и происходит путаница. К моменту начала школьного периода обычно у детей левое полушарие выходит на первый план, при котором сканирование пространства становится, как полагается, слева направо. Так что, если вашему ребенку еще нет семи лет, не стоит заранее беспокоиться за его стремление переворачивать буквы. «Незрелый» ребёнок воспринимает букву не как символ, обозначающий определенный звук, а как рисунок. И ему всё равно, в какую сторону писать буквы «К», «С», «Э», «Я», или цифры «4», «6», «9». Все, что вы можете сейчас делать – просто показывать ребенку, как писать правильно. Мягко исправляйте его, обращая внимание, что будет правильнее, если он напишет буквы по-другому.

Чаще всего зеркальное письмо свойственно истинным левшам или детям, которые родились левшами, но сразу были приучены или переучены все делать правой рукой.

Зеркальное письмо свойственно также детям с недостаточным развитием пространственно-временных представлений. Взрослые должны знать, что развитие пространственно-временных представлений — залог будущего грамотного письма.

Как можно корректировать привычку к зеркальному письму?

В русском языке из-за свойств зеркальности 23 буквы вызывают у детей затруднение:

• Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, ь, ъ – пишутся справа.
• З, Л, У, Ч, Э, Я – пишутся слева.

Работа над зеркальностью должна быть комплексная и систематическая. Это не решается за один день или за один месяц. Начните с того, что определитесь, какие именно буквы и цифры ребенок пишет зеркально.Повесьте правильный графический образ буквы и цифры над столом (вертикальное восприятие), приклейте на самом столе (горизонтальное восприятие), прикрепите на полу (восприятие сверху-вниз).

Проговаривайте, из чего состоит буква (цифра): сколько палочек, какие они — длинные, короткие, сколько кружочков, куда смотрит кружочек, где он расположен — вверху, внизу.

Распечатайте из интернета или купите прописи цифр, букв (желательно крупный формат и где есть стрелочки как писать).

Перед тем как начать писать — пусть ребенок пальцем напишет букву или цифру на столе. А еще лучше — если и проговорит графический образ.

И пусть ребенок при Вас медленно обводит буквы. Останавливайте неправильные. Берите его руку в свою и обводите вместе. После того как обвел минимум 10 букв по точкам еще столько же напишет сам! Имейте ввиду, что почти все палочки пишутся сверху-вниз. Чаще все дети с зеркальным письмом рисуют палочки снизу вверх.

Избегайте упражнений на выбор правильно написанной буквы! Их часто можно встретить в пособиях. Эти задания хороши для детей, не имеющих проблемы с зеркальностью.

Перед глазами у Вашего ребенка должен быть только один правильно написанный вариант буквы или цифры. Иначе правильный образ так и не закрепится в сознании.

Пусть ребенок продолжительное время (от нескольких недель до нескольких месяцев) носит на левой руке «браслетик», который будет для него ориентиром: где браслет — там лево. Браслетом может быть резиночка, цепочка, часы. Но снимать его нельзя ни ночью, ни днем.

Определите некий постоянный ориентир для ребенка дома. Например, в его комнате. Ориентируйтесь примерно так: если ты сидишь за столом, то там где окно — там лево, значит с другой стороны — право. Повторяйте это часто. Рано или поздно это усваивается. Иногда дети, сидя в другом месте, представляют себя дома за столом и вспоминают, где право, где лево, куда они писали палочку, кружочек.

Несколько дней лепите букву (цифру) из пластилина, мягкой проволоки, конструируйте из счетных палочек, макарон, веревочек, веточек, рисуйте на песке, манке.

— рисуйте на спине ребенка пальцем эту букву, а ребенок пусть рисует ее на Вашей спине (как вариант — на ладони, на столе)

— купите мягкие пазлы с буквами (цифрами) и вытащите из него сами буквы (цифры). Они очень удобны для ощупывания с закрытыми глазами. Здесь включаются другие каналы восприятия.

— попробуйте изобразить изучаемую букву с помощью рук, ног, дополнительных атрибутов.

Вторым направлением должно стать ориентирование в пространстве и во времени: что видишь впереди, кто остался сзади; что растет справа, слева, между, позади; что раньше, позже; что произошло перед тем как..., а после того как...; кто за кем идет; что находится немного ближе или чуть дальше и т.п.?

Работайте над графическим образом — реконструируйте буквы (превращайте одну букву в другую, дорисовывайте палочки до букв и т.п.), пусть ребенок ищет буквы среди картинок, зачеркнутых-перечеркнутых-запутанных букв. Эти упражнения («найди букву») есть в Интернете или сами нарисуйте.

Учите искать букву в обычной жизни! На подъезде, в лифте, в заголовках, рекламе, номерах машины и т.д.

Работайте над ориентировкой ребенка на листе — где верх листа, где низ?

Показывайте сами — откуда начинать писать, читать.

Пусть ребенок пальцем показывает направление текста (слева-направо), где текст начинается, где заканчивается, откуда надо читать и писать, если строчка закончилась.

1 год назад (отредактировано)
#

Уважаемые родители. По ссылке откроются картинки для закрепления звука «Р» в словах.

 https://padlet.com/efremova_log/xmdl2lmq0eex8cak