Стена группы

Загрузка...

                                                      СЕНСОРНАЯ КОРОБКА

Уважаемые родители, я хочу с Вами поговорить о сенсорной коробке. Сенсорная коробка – базовая история, которая должна быть в развивающей среде каждого ребёнка.

Для маленьких деток — это развитие координации движений, мелкомоторного движения.

Для ребёнка после трёх лет – то насущная необходимость для разгрузки нервной системы. Есть базовое правило: через мелкую моторику рук происходит сброс напряжения у детей. В моменты, когда адаптационный кризис, сложная ситуация в семье, когда Вы находитесь в тревожных мыслях, которые ребёнок тоже считывает – сенсорная коробка помогает ребёнку интуитивно разгружаться.

Очень часто мамы хотят максимальное количество времени ребёнка занять полезной деятельностью: чтобы занимался развивающими дидактическими играми, рисовал крючочки в книжках, вырезал, собирал, проходил лабиринты и т.д. Это всё прекрасно. Но принципиально важно, чтобы в моменты напряжения у ребёнка было время ничегонеделания. Когда он не в гаджеты уходил, не в мультфильмы. И когда его не анимируют взрослые рядом: тебе скучно – давай сделаем вот это и вот то.

Должно быть время паузы. Да, может быть скучно. Да, может быть переживательно. Но в это время у ребёнка идёт контакт со своим переживанием, и он начинает интуитивно подбирать состояние, в котором ему становится легче. Он может подойти к окну, полежать на диване, повисеть на кольцах, взять книгу и положить её на место, бросить мячик в кольцо, покидать дартс, потрогать подушку-антистресс. Ребёнок находится в тишине, в ровном пространстве без анимации и гаджетов. В это время он начинает, во-первых, вырабатывать нейронную связь контакта с собой: я чувствую, что сейчас со мной происходит. Во-вторых, начинает интуитивно подбирать способы, как я могу эти напряжения выводить.

И в этом смысле сенсорная коробка – предложение разных видов деятельности: что я могу потеребить, посмотреть, где я могу зависнуть. Что я могу поделать, не прилагая никаких усилий, после чего мне становится легче. Это очень важно!

Также сенсорную коробку можно использовать в занятиях:

— перед тем, как начать заниматься чем-то сложным, чтобы включить ребёнка;

— в процессе занятий, чтобы ребёнка разгрузить, когда он утомился;

— после занятий или когда приходит из детского сада – опять же для разгрузки.

Сенсорная коробка – достаточно простая вещь. Но она даёт ребёнку возможность поискать ключики к себе, понять, как ему становится легче.

В сенсорной коробке могут быть: различные мячики, разной по величине и материалу, брусочки.замочки, ключики, Pop it, игрушки из различного материала, игрушки-тянучки и другие, в соответствие с возрастом ребёнка. Коробка периодически меняется. Через несколько дней содержимое коробки изменится: что-то добавится, что-то станет неинтересным и уйдёт.

По объёму в коробке не должно быть чрезмерно много всего. Достаточно разнообразно, но не чрезмерно, чтобы мы не проваливались в какую-то бездонную корзину, где невозможно ничего найти. И если у Вас много таких предметов, которые Вы можете предложить ребёнку – лучше их менять переодически, а не класть всё одномоментно. Ориентироваться можно на тот объём, который комфортен ребёнку, давая ему возможность разгрузить нервную систему через мелкую моторику. Это эффективно!

6 месяцев назад
#

                                Рекомендации по работе с детьми — аутистами дома

В жизни ранний детский аутизм в одних случаях обнаруживается в связи с тем, что у ребенка нет в активном словаре слов, предложений.

В других случаях ребенок – аутист говорит несвязанные между собой фразы из просмотренных мультфильмов, радиопередач, повторяет слова за взрослым.

Часто речь ребенка изобилует непроизвольным повторением слышимых звуков, слов, фраз (эхолалия). На вопрос взрослого: «Что это?» Ребенок отвечает: «Что это?»

Аутизм более ярко проявляется к 3 – 5 годам и может сопровождаться страхами, агрессией, само агрессией и стереотипностью поведения.

Не сравнивая своего малыша со сверстниками, родителям надо адекватно оценивать его уровень развития и ориентироваться на динамику достижений.

Для развития речевой деятельности детей необходимо

совершенствовать психологическую базу речи: ощущения, восприятие, внимание, память, моторику, мышление. Лучше всего развивать психические процессы в игровой деятельности по 15 — 30 минут ежедневно, в зависимости от возраста ребенка, работоспособности и его возможностей.

Дети – аутисты любят игры с водой, крупой, песком. Вот некоторые из них:

1. Купание кукол.

Искупайте кукол – голышей в теплой водичке, используйте мочалку, мыло. Сопровождайте все действия своей речью. «Давай нальем в ванночку теплой водички. Потрогай водичку рукой. Какая на ощупь водичка? Теплая. А вот куколки. Ты, знаешь, как их зовут? Это Ляля, а это Коля. Давай спросим у Ляли, нравится ей водичка?» и т. д.

2. Проведи дорожку.

Приготовьте лист ватмана. Чем меньше по возрасту ребенок, тем больше лист бумаги нужен ему, так как координация движений кистей рук еще недостаточно сформирована. Приклейте картинки детенышей животных с левой стороны ватмана, а с правой – их мам (можно нарисовать или поставить фигурки животных: собаки, щенка, лошади, жеребенка, козы, козленка и т д.)

«Покажи теленочка. Как кричит теленочек? Му – му! Теленочек ищет свою маму. Покажи маму теленочка. Нарисуй дорожку для теленочка. Сейчас по дорожке побежит теленочек к своей маме — коровке. Покажи, как бежит теленочек? (можно поцокать язычком). Аналогичные действия выполняются с другими животными. Дети знакомятся с названиями животных, звуками, которые они издают, учатся проводить линии слева направо, правильно держать карандаш.

3. Геометрические фигуры

Лепим из пластилина (теста) квадрат, круг, треугольник. Помогаем ребенку, если он затрудняется выполнить по показу взрослого. Фигуры из пластилина можно наклеивать на дощечку, картон. Фигурки из теста выпечь в духовке как печенье. В результате этой игры ребенок знакомится с геометрическими фигурами, техническими умениями. Воспитываются культурно – гигиенические навыки.

4. Пересыпаем крупу (гречку, горох, рис, фасоль)

Пересыпать крупу столовой (чайной) ложкой из одной емкости в другую. Считать количество ложек с крупой.

Пересыпать крупу щепотью одной руки (правой, левой) из одной миски в другую.

5. Работа с трафаретами

Обвести трафарет простым карандашом (или по цвету предмета), назвать предмет, а затем раскрасить красками или цветными карандашами, не выходя за пределы контура рисунка

Действия родителей:

 1. Будете последовательны. Родителям нужно помнить, что ребенку нужно время для адаптации. Вам необходимо быть «на одной волне «с психологами, дефектологами, которые работают с Вашим ребенком. Родители должны знать, что происходит на занятиях, какие требования предъявляются ребенку и соблюдать рекомендации специалистов. Соблюдение единства требований дома и на занятиях помогут укрепить его успех. Если не соблюдать единства требований, то в голове у ребенка возникает хаос, занятия становятся бесполезными. Выработайте в семье правило: если есть запрет на какое-то действие (например, не залазить на холодильник), то он соблюдается всегда и всеми членами семьи. Ребенок быстрее привыкнет и начнет соблюдать правила, если сами взрослые будет их придерживаться (есть только на кухне, разуваться в прихожей и т.д.).

 2.Сделайте жизнь ребенка предсказуемой и понятной для него. Это правило обеспечит Вашему ребенку комфорт от того, что он будет знать заранее какие события произойдут. Простое расписание дня отлично соответствует этому. Его можно составить с учетом занятий ребенка, прогулок, приема пищи, гигиенических процедур и т.д. обозначив события картинками. Надо стараться, чтобы внезапных изменений в постоянной рутину дня происходило как можно меньше. Если эти изменения должны произойти, то ребенка к ним готовят заранее.

 3.Поощряйте ребенка за хорошее поведение. Хвалите его сразу, как только он демонстрирует хорошее поведение, выполняет Вашу инструкцию, применяет только что разученный новый навык. Эмоциональная и своевременная награда за труд в виде приятного сюрприза поможет быстрее сформировать у ребенка нужное поведение. Это называют положительным подкреплением желаемого поведения

 4. Создайте ребенку личную зону. Это пространство в комнате или в квартире где ребенок может побыть один, поиграть, расслабиться. Эту зону можно выделить каким-либо визуально понятным ребенку образом (цветом пола, разметкой границы зоны цветным скотчем). При этом Вам надо предварительно убедиться, что там нет потенциально опасных предметов, которыми ребенок в случае истерики сможет причинить вред себе или окружающим.

 5.Ребенок остается ребенком. Всегда помните, что Ваш ребенок будет не только учиться, но и играть, как и все дети. Заранее продувайте как вызвать у него смех, улыбку и интерес к совместной игре. Есть огромное преимущество если он поймет, что играть в компании намного веселее и интереснее.

 6. Изучите сенсорные особенности ребенка. Многие дети с аутизмом могут проявлять парадоксальную реакцию на звуки, свет, прикосновения. Выясните что из них неприятны Вашему ребенку, а что наоборот его успокаивает. Зная это Вы заранее сможете предотвращать ситуацию, когда в ответ на неприятный раздражитель ребенок неосознанно даст негативную реакцию.

 7. Приступая к лечению знайте, что нет единого метода лечения, который помогал бы всем. Каждый ребенок уникален, у каждого есть свои сильные стороны и свои слабые места. К сожалению аутизм неизлечим и нет лекарства которое бы устранило причины его появления у ребенка. Лекарства только облегчают симптомы аутизма, облегчают усвоение знаний. Только грамотно подобранные программы ежедневных занятий  принесут ему пользу и адаптируют в обществе. Чаще это программа поведенческой терапии, развития речи, сенсорная интеграция, кинезиотерапия и др.

— ребенок с аутизмом, как и всякий другой ребенок, индивидуальность, поэтому используя общие рекомендации, нужно также учитывать специфические реакции ребенка, и на их основе, строить обучение. Описаны случаи, когда дети с аутизмом, вырастая, работали по профессии, лежащей в сфере их детских увлечений. Ребенок, увлеченный цифрами, в будущем может стать бухгалтером или налоговым инспектором;

— режим, дети — аутисты болезненно воспринимают любые действия, выходящие за рамки привычных, поэтому старайтесь придерживаться привычных для ребенка процедур;

— необходимо заниматься каждый день, это очень трудно, но только это может принести результаты. Начинать лучше с 5 минут и постепенно

Дополнительные коррекционные методики, которые вы можете использовать:

1. Занятия с карточками. Для занятий понадобятся карточки, для начала не больше 5. На них могут быть изображены предметы или люди, выполняющие определенные действия. Эти карточки можно использовать и для объяснения порядка действий. Например, подготовка ко сну разбивается на несколько действий, и на каждое действие заготавливается карточка. Сначала четко произносится: " Пора спать" и далее демонстрируются карточки. Карточки могут быть следующие: «снять одежду», «надеть пижаму», «почистить зубы», «умыться», «сходить в туалет», «пойти спать» и последней, картинка спящего ребенка. Показ картинок должен сопровождается объяснением, но не многословным. Только четкое название действий и ничего больше. Через несколько месяцев, может быть даже через год, достаточно будет сказать «пора спать» и ребенок будет знать, что ему нужно делать. Но, повторяю, это произойдет только в результате регулярных занятий. Такие карточки должны быть на все действия «гулять», «кушать», «читать», «рисовать».

2. Дети с аутизмом обычно боятся воды. Необходимо предлагать ему игры с водой, но начинать занятия нужно постепенно, например, с мокрого песка, насыпанного в ведро. Постепенно, песок должен становится все более мокрым. На нем можно чертить линии, делать из него различные фигуры.

3. Очень важно развивать тактильное восприятие. Для этого можно взять небольшую коробку, заполнить ее любой крупой или песком и внутрь спрятать камушки или крупные пуговицы, для начала 2-3, не больше. Ребенок должен их найти и достать, постепенно количество камешков можно увеличивать до 10-15. Еще одно похожее задание: в миску налейте воду, на дно положите монетки, ребенок должен стараться их достать.

4. Упражнение на развитие координации: необходимо взять 2 чашки, наполнить одну из них водой и попросить ребенка переливать воду из одной чашки в другую. По мере развития этого навыка, размер чашки должен уменьшаться.

5. Лепка — одна из важнейших коррекционных методик: одновременно будет развиваться и моторика, и сенсорная чувствительность. Для лепки можно использовать массу для моделирования или обычный пластилин. Ребенок раскатывает пластилин, делает из него шарики и просто разминает его.

6. Нанизывание бус. Начать лучше с крупных кругов, вырезных из картона, по мере развития навыка можно переходить к более мелким деталям, вплоть до бусинок.

7. Пазлы. Можно купить готовые пазлы, с очень крупными частями, а можно сделать их, нарисовав крупную картинку и разрезав ее на несколько частей, для начала на 3-4, со временем, количество частей пазла необходимо увеличивать.

8. Еще одно упражнение на моторику. Разложите в ряд одинаковые предметы, и пусть ребенок перевернет их.

9. Танцуйте. Можно танцевать дома или найти подходящий кружок для коллективных занятий.

10. Необходимо развивать тактильные и кинестетические ощущения. Для этого хорошо подойдут игры с различными материалами. Можно использовать шелк, шерсть, туалетную и наждачную бумагу.

Схема занятий может быть следующей: 5 минут занятия с карточками, 5 минут чтение книг, 5 минут пальчиковые игры, затем перерыв и новый блок занятий. Идите от простых упражнений, к более сложным, для начала используйте те задания, с которыми ребенок точно справится, это поможет ему поверить в себя.

И самое главное правило — такого ребенка необходимо принимать таким, какой он есть, не сравнивая с другими детьми. Он не лучше и не хуже их, он просто, другой...

Изображение

6 месяцев назад
#

                                   Развивающие игры для детей с ОВЗ «Играем дома»

Уважаемые родители, чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья постоянно развивался, необходимо регулярно играть с ним в развивающие игры. Но развивающие не значит скучные и не значит, что нужно покупать дорогие игрушки. Главное, это ваша фантазия. Благодаря этой самой фантазии можно даже любое полезное занятие, и даже любой незначительный предмет превратить в волшебство, в сказку.

Примером такой развивающей игры является игра

«Волшебные пузырьки».

В процессе этой игры ребёнок отрабатывает новые движения и совершенствует уже имеющиеся. Игра развивает познавательные способности (память, внимание, творческое мышление, экспрессию), а также способствует эмоциональному развитию, разрядке напряжения, ощущения себя как личности, дает выход энергии и море хорошего настроения.

Ребёнок в игре выполняет дыхательные упражнения, учится распознавать свойства различных материалов.

  1. Приготовьте для игры пластмассовую мисочку и палочку для коктейля.
  2. Посадите ребёнка за стол, поставьте перед ним миску с водой. Покажите ему палочку для коктейля и научите его дуть в нее.
  3. Когда ребенок научится, предложите ему подуть в воду сквозь палочку, чтобы на поверхности появились пузырьки.
  4. Малышу очень понравится пускать пузыри и слушать звук, который раздается при этом.
  5. Можно, взяв две трубочки, вместе выдувать пузыри на поверхности воды.
  6. В следующий раз, когда ребёнок хорошо научится дуть, и не будет втягивать воду в себя, приготовьте мыльный раствор (смешайте с водой немного шампуня), и тогда, дуя в трубочку, малыш будет создавать необычные волшебные конструкции из мыльных пузырей.

                                                   Изображение

Развивающая игра с ленточками является развлечением, но кроме создания хорошего настроения она учит действовать двумя руками одновременно; отрабатывает новые движения и совершенствует уже имеющиеся; развивает фантазию, познавательные способности (память, внимание, творческое мышление) и эстетическое чувство; улучшает координацию движений; развивает ловкость и умение манипулировать различными предметами.

  1. Приготовьте для игры несколько разноцветных лент, каждая не более 40 сантиметров длиной.
  2. Возьмите ленту в руки и подойдите к ребенку.
  3. Начните играть с лентой, чтобы она извивалась у вас в руках. Поворачивайте ее в разных направлениях и свободно варьируйте темп движений.
  4. Ребёнок тоже захочет присоединиться к вам. Дайте ему одну из лент.
  5. Покажите ребенку, как правильно держать и двигать ленту.
  6. При помощи лент можно выписывать в воздухе различные фигуры. Когда ребёнок научится управлять лентой, попробуйте поиграть ленточками под музыку, двигаясь ей в такт, танцуя с ними.
  7. Также ленту можно привязать к небольшой палке (как в художественной гимнастике), и заставлять ленту виться, двигая палку.

                                            Изображение

Уже давно доказано, что шнуровка — идеальная игрушка для укрепления пальцев и всей кисти руки ребенка, развития глазомера, воспитания внимания и усидчивости. Все это создает оптимальные предпосылки для подготовки к письму.

Самым простым вариантом шнуровки являются плоские деревянные или пластмассовые цветные двухсторонние фигурки, изображающие зверей и другие предметы. На каждой из фигур имеются до двух десятков маленьких отверстий-дырочек, в которые можно протянуть шнурок, тесьму, ленту и т. п. Задания могут быть различными: протянуть шнурок в каждое отверстие через край трафарета, протягивать шнурок в каждую вторую (третью) дырочку по контору, соединить фигурки друг к другу с помощью шнурков.                                

                                              Изображение

Игры сосчётными палочками развивают концентрацию внимания (сосредоточенность), пространственное мышление, логику, воображение, тонкую координацию движений рук и формируют пространственные представления.

К четырехлетнему возрасту ребенок в состоянии считать палочки, сортировать их по цветам, выкладывать буквы, простые геометрические фигуры: квадраты, треугольники. Ребенку предлагается брать палочку двумя пальчиками из кучки, лежащей нас толе, так, чтоб не рассыпать все остальные или переложить одну-две палочки, чтобы получить другую фигуру.

Возможно использования образца постройки или изображения на листе бумаги. В ходе таких манипуляций дети могут закреплять знания геометрических фигур, цвета, букв цифр и т. п.

                                         Изображение

Основная идея мозаики как пособия для развития ребенка заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, много раз поворачивает и прикладывает их друг к другу, таким образом, совершенствуется мелкая моторика рук. Чтобы сложить из частей целое изображение, малыш должен проявить сообразительность и наблюдательность, терпение и настойчивость.

Сегодня существует большое многообразие мозаик: большие напольные без ограничения поверхности, мелкие гвоздиковые, магнитные, термомозаики и другие.

                                                   Изображение

Пальчиковые игры – это не только веселье, но и чрезвычайно полезное занятие для детей.

Исследования учёных доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Движение пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Игры развивают координацию движений, совершенствуют деятельность артикуляционных органов губ, языка, нижней челюсти.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которые не только оказывают благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Поиграйте с детьми в такие пальчиковые игры, как:

«Деревья» — Обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы (локти опираются на стол).

«Стол» — Правую руку сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку.

«Гнездо» — Пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней.

"Дом",«Крыша»,«Башня» — Держа пальцы вверх, соединить кончики пальцев левой и правой руки.

«Магазин» — Руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед «крышей».

«Коза» — Вытянуть указательный палец и мизинец, остальные пальцы прижать к ладони. Сначала упражнение выполнять правой, затем левой рукой, потом обеими руками вместе.

«Кошка» — Пальцы в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательный палец и мизинец слегка согнуты.

"Очки" — Образовать два кружка, соединить указательный и большой пальцы обеих рук.

«Зайчик» — Вытянуть вверх указательный и средний пальцы, а кончики безымянного и мизинцев соединить с кончиком большого пальца.

Упражнение выполнять сначала правой, потом левой рукой, затем обеими руками.

"Звонок" — На столе перед детьми настольный звонок — кнопка или ее рисунок. Ребёнок сначала выборочно любым пальцем нажимает кнопку. Затем последовательно от большого пальца к мизинцу, слева направо и наоборот.

«Пальчики здороваются» — Кончики пальцев одной руки прикасаются к кончикам пальцев другой руки.

«Человечек» — Указательный и средний пальцы бегают по столу.

«Птички летят» — Пальцами обеих рук, поднятых над столом тыльной стороной кверху, производить движения «вверх-вниз» — птички летят, машут крыльями.

«Игра на пианино» — Имитация игры на пианино. Можно имитировать игру на других музыкальных инструментах («Веселый оркестр»).

«Курочка пьет воду» — Локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва, ритмичные наклоны рук вперед с подключением кистевого замаха.

«Веселые маляры» — движения «кистью» влево-вправо, вверх-вниз.

«Блины» — Положить кисти рук на стол ладонями вниз, одновременно поворачивать их ладонями вверх. При выполнении движений кисти рук отрываются от поверхности стола.

«Кошечка» — Положить кисти рук на стол ладонями вниз. Сжать пальцы обеих рук одновременно в кулак, затем разжать их, разводя пальцы. При выполнении движений кисти рук отрываются от поверхности стола, а затем кулак или ладонь кладутся на стол.

«Кошка-мышка» — Положить на стол раскрытую ладонь правой руки и сжатую в кулак кисть левой руки. Одновременно поменять положение кистей рук.

                                        Изображение

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Взрослые видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками — это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.

Игра «Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

Игра «Песочные строители»

Цель: закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.

Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф — только прямоугольной, а бегемот хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям песочницы.

В верхнем правом углу будет жить бегемот. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток. Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей песочницы. Задание можно также усложнить путем введения большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану.

При подборе игр необходимо следить за тем, чтобы нагрузка была доступной для ребенка и не вызывала у него перенапряжения. Содержание и дозировка нагрузки должны предусматривать постепенность усложнения игр, чередование их по направленности, интенсивности и продолжительности, что стимулирует постоянный интерес к игровой деятельности.

                                   Изображение

На психофизическое развитие ребенка большое влияние оказывает общение с тем взрослым, к которому он эмоционально привязан, с которым ему нравится общаться. Именно в игре создаются необходимые условия для возникновения и развития таких отношений. Поэтому, нужно таким образом выстроить для детей контакты с окружающим миром, чтобы у них возникло стремление приобрести опыт, который обеспечит их будущий успех и пополнит копилку навыков и умений.

Играя с ребенком, уважаемые родители, старайтесь проникнуться процессом наравне с ним, верить во все происходящее или хотя бы притворится. Принимайте любую импровизацию, не настаивайте на своих правилах игры.

Следите за своей речью, ведь вы являетесь образцом для подражания. Помните, что малыши гораздо больше понимают, чем могут выразить словами. Следите за настроением своего ребенка. Задействуйте все органы чувств: пусть ребенок рассматривает, слушает, трогает.

6 месяцев назад
#

Добрый день, уважаемые родители!

Мы очень рады новой встрече с Вами. Огромное спасибо всем Вам за понимание, помощь в работе с Вашими замечательными ребятишками и за тёплые отзывы о работе лекотеки.

Сегодня мы предлагаем Вашему вниманию дидактические игры по сенсорному развитию для детей с особыми познавательными потребностями.

Сенсомоторное воспитании, в широком понятии этого слова, способствует интеллектуальному развитию детей, успешной готовности детей к обучению в школе, овладению детьми навыками письма и другими навыками ручной умелости, а главное их психоэмоциональному благополучию.

Дидактические игры по сенсорному развитию, представлены детям с ОВЗ в доступной форме, позволяют значительно расширить кругозор ребенка, способствуют развитию восприятия, памяти, мышления, воображения. Вместе с тем происходят обогащение и активация словарного запаса и воспитание звуковой культуры речи, что необходимо для развития ребенка.

Дидактические игры по сенсорному развитию позволят детям с ОВЗ решить важные задачи сенсорного воспитания: научат точно, полно и расчлененно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве).

Сенсорное развитие происходит путем узнавания формы, величины, цвета, запаха предмета. Чтобы понять, что из себя представляет предмет, ребенку обязательно надо его потрогать и убедиться, шероховатый он или гладкий. Чтобы понять, что стекло хрупкое, как это ни странно звучит, но ребенку нужно увидеть своими глазами, как разбивается стеклянный предмет. Опытный путь очень обогащает представление о мире. Причем примитивное сравнение тонкий-толстый, гладкий — шероховатый, большой — маленький и т.д. — это только фундамент. Первоначальные понятия потребуются для более детальных выводов. Сенсорное восприятие помогает уточнять свойства объектов или явлений. Это помогает ребенку делать определенные выводы и действовать в соответствии с ними. Игры для сенсорного развития связаны с определением свойств разных предметов. Яркость, красочность материала в дидактических играх, дает возможность ребенку наглядно представить каждый предмет, его своеобразие и красоту, а также способствует обогащению эмоциональной сферы личности ребенка.

Играя в предложенные игры с детьми дома, мы должны их научить самостоятельно использовать сенсорные эталоны (5, а затем 7 цветов спектра; 5 геометрических форм; 3 градации величины); перейти от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному анализу (ребенок не просто узнает предмет, но знает его назначение, знает части предмета и их назначение; материал из которого сделан предмет; цвет, форму, размер); активно использовать слова обозначающие действия (смять, сжать, погладить), качества и свойства (мягкость, гладкость); используют предметы в соответствии с их назначением и их свойствами.

Дидактические игры по сенсорному развитию

«Точечки»

Цель: развивать мелкую моторику; закреплять знания о цифрах от 0 до 10; совершенствовать зрительные и моторные перцепции в процессе манипулирования с прищепками; развивать слуховое восприятие в процессе определения количества воспроизводимых звуков; развивать зрительное восприятие в процессе соотношения количества точек с цифрой; развивать зрительное восприятие в процессе соотношения предметов с цифрой; воспитывать эмоциональное отношение к результатам своего труда, усидчивость, терпение.

Возраст: 5-8 лет

Материал: прищепки с цифрами; круг, разделенный на 9 секторов, в каждом секторе нарисовано определённое количество точек; круги с изображением предметов-карточки на липучке (10 штук)

Ход игры: Предложите ребёнку выбрать любой сектор, посчитать количество точек, и выбрать прищепку с цифрой соответствующую количеству точек.

Усложнение: Взрослый предлагает посмотреть на круг с секторами, в каждом из которых нарисована цифра, затем предлагает посмотреть на карточку, прикреплённую к центру круга, пересчитать предметы, нарисованные на ней. Далее предлагает прикрепить прищепку с цифрой на соответствующий количеству предметов сектор круга

«Геометрик»

Цель: развитие мелкой моторики рук, памяти, воображения, логического мышления.

Возраст: 5-8 лет

Материал: доска или планшет с безопасными гвоздиками, резинки.

Ход игры: Взрослый говорит ребёнку, что на поле спрятались различные геометрические фигуры и предложить с помощью волшебной резинки их отыскать; предложить создать рисунок на доске; выложить большой и маленький домик, цифры, букв

«Скрепки»

Цель: Развитие мелкой моторики рук, развивать умение работать по образцу; упражнение в счете, развитие быстроты мышления, памяти; воспитание усидчивости.

Возраст: 5-8 лет.

Материал: скрепки разных цветов, карточки с изображением цепочек, карточки-примеры.

Ход игры:

1) Ребенку предлагается выбрать любую карточку с изображением цепочки и повторить чередование цветов, как на карточке.

Усложнение: Когда ребенок освоит этот вариант игры, предложите ему заполнить порядок цветов на карточке и сделать цепочки из скрепок по памяти.

2) Ребенку предлагается выбрать любую карточку с примером и взрослый предлагает решить данный пример путем создания, опять же, цепочек соответствующих цветов

«Ринг Динг»

Цель: развитие мелкой моторики быстроты реакции, ориентировки в пространстве, зрительное восприятие; развивать умение работать по образцу;

Возраст: 5-8 лет.

Материал: 32 цветные резинки для волос; 32 карточки с заданиями; звоночек.

Ход игры: ребёнок сидит в кругу своей семьи, у каждого из участников игры есть карточка с заданиями, посередине лежат резиночки. Взрослый предлагает надеть резиночки на пальчики, согласно образцу, кто первый выполнит тот звонит в звоночек.

«Дорожки»

Цель: развитие прослеживающей функции глаз, зрительно-двигательной координации, цветоразличения; формировать умение правильно держать карандаш, ручку; умения строить развернутые высказывания.

Возраст: 5-8 лет.

Оборудование: листы-задания, игровые элементы (фигурки матрешек с прорезями, геометрические фигуры, карандаши с прикрепленными к ним фигурками) необходимых цветов.

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку лист –дорожки, а также игровые элементы. Необходимо найти решение, сопоставить траекторию правильного пути и пройти по линии от одного предмета к другому –т.е. найти домик для персонажа, при этом цвет наряда матрешки будет соответствовать цвету домика.

«Сенсорные эталоны»

Цель: Закрепить свойство геометрических фигур (сенсорные эталоны); развитие ориентировки на листке в клетку; развитие внимания, памяти, мыслительных процессов.

Возраст: 5-8 лет.

Материал: картон-таблица (5 столбцов в 10 рядов) с изображением геометрических фигур (различные по форме, цвету, величине).

Ход игры:

  • oВзрослый предлагает детям различные игровые действия:
  • oПосчитать количество той или иной геометрической фигуры (круг);
  • oпосчитать количество маленьких (больших) фигур;
  • oпосчитать количество фигур определенного цвета;
  • oпосчитать количество названных фигур в каком-либо столбце (ряду);
  • oотгадать загаданную фигуру, которая находиться в определенном ряду, в определенном столбце;
  • oзапомнить и назвать фигуры на определенной строчке.

«Назови свойства материалов»

Цель: Учить определять название различных свойств материала, устанавливать отношения между материалом и его ощущением.

Возраст: 5-68лет

Материал: образцы различных на ощупь материалов (гладкий кафель, пластик, линолеум, бархат, махровая ткань, мех, фланель), наклеенные на картон.

Перед игрой познакомьте ребёнка с различными на ощупь материалами. Для этого надо приготовить по паре образцов материалов, явно отличающихся на ощупь. Это может быть гладкий кафель, пластик, линолеум, бархат, махровая ткань, мех, фланель. Наклейте образцы на квадратные листы картона. Дайте ребенку поиграть с квадратиками, ощупать их. Поговорите с ребёнком о различных свойствах материалов: твердые они или мягкие, гладкие или шершавые. Когда ребёнок запомнит свои ощущения, возникающие при осязательном восприятии различных типов поверхностей, смешайте квадратики и дайте ребенку по одному образцу.

Усложнения: Пусть ребёнок попробуют подобрать «двойников» вслепую. В данном случае он будет ориентироваться, целиком опираясь на осязательное восприятие. Давая это задание, попросите ребёнка называть свойства материалов: твердый, мягкий, гладкий, шершавый.

«Что внутри?»

Цель: Развитие мелкой моторики; учить определять название различных свойств материала, устанавливать отношения между материалом и его ощущением.

Возраст: 5-68лет

Материал: воздушные шарики с различными наполнителями (воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку и др.) Шарики с каждым наполнителем должны быть парными.

Ход игры: Ребенку предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.

Усложнения: можно небольшое количество каждого наполнителя поместить в тарелочках. В этом случае надо будет еще соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т.е. определить, что находится внутри шариков.

Изображение

«Разложи, как я скажу»

Цель: развивать зрительную память, дифференцировку плоских геометрических фигур, зрительное внимание, ориентировку в пространстве.

Возраст: 5-8 лет

Материал: геометрические фигуры разных форм, величины и цвета.

Ход игры: Перед ребёнком лежат разные геометрические фигуры. Взрослый убеждается, что ребёнок знают их названия. Затем взрослый предлагает ребёнку выложить эти фигуры в определенном порядке. Порядок может быть самый разный: слева направо, сверху вниз, по образцу, по памяти, в определенной последовательности, по счету (выложить так, чтобы второй была трапеция, четвертым- ромб и т. д.).

Изображение

«Составь узор»

Цель: Формировать знания ребёнка о четырех основных цветах и их оттенков, учить выделять цвета; развивать мелкую моторику пальцев, усидчивость, внимание, речь.

Возраст: 5-8 лет

Материал: коробка с крышками, карточки (салфетка, ромашка, клубника, флажок, лебедь, овал, треугольник)

Ход игры: Ребёнку предлагается выставить крышки на специально нарисованные кружочки на карточках. Во время игры взрослый проговаривает вместе с ребёнком о том, какие цвета на карточке.

Изображение

8 месяцев назад (отредактировано)
#

Добрый вечер! Мой несовершеннолетний ребенок Панченко Дмитрий  посещает занятия в лекотеке на базе детского сада № 220 ОАО «РЖД»  с сентября 2019 года. 

Мне хотелось бы выразить особую благодарность педагогам, которые проводят занятия на базе лекотеки. Это педагог – психолог Аношко Марина Федоровна и учитель дефектолог – логопед Николаева Елена Николаевна. Коррекционно – психологические занятия этих педагогов очень продуманны, спланированы всегда с ориентацией на особенности развития ребенка, все упражнения, задания подбираются индивидуально по отношению к ребенку. Очень ценно, что на каждом следующем занятии все разнообразное, новое для ребенка, начиная от подбора заданий, упражнений и до оснащения, материала. Развивающая среда многообразная, каждый уголок помещения задействован под разные виды деятельности. Ребятёнок имеет возможность свободно перемещаться, и каждый раз при смене деятельности попадает вроде как в другой сказочный и волшебный мир. Устать и утомиться при таком подходе у ребенка нет никакой возможности. Занятие проходит очень быстро, вроде как только пришли, а насладиться не успели, ребенок не хочет уходить. Я вижу, как педагоги вкладывают душу в разработку своих занятий, в ребенка. У моего ребенка очень сильный эмоциональный отклик на занятиях и колоссальные результаты! Дима был абсолютно без речи, гиперактивный, с нарушением моторики, координации. А сейчас говорит фразами, простыми предложениями и поведенчески простроенный! Слушает, слышит педагогов, выполняет! Это очень значимо для меня. И сияющие глаза ребёнка! 

Я с ребенком в силу его особенностей в развитии, посещала очень много занятий в различных центрах, и платных, и социальных, реабилитационных, ориентированных именно на коррекцию и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. Но такого уровня занятий, как в лекотеке, у нас в Иркутске я больше не встречала! Хочется отметить еще, что я лично, как родитель, получила много ценной информации от педагогов о приемах, методах развития своего ребенка. Педагоги не только занимаются с ребенком, но и помогают нам, родителям «вести по жизни» своё дитя. А это бывает очень даже непросто! Я не устану повторять: педагоги, учителя от Бога!

Жаль, что сейчас лекотека функционирует в ограниченном режиме. Проводятся только коррекционно-психологическое занятие. (но рада и признательна, конечно и этому). До начала пандемии в этот комплекс были включены также массаж ребенка, Пак Елена Игоревна, бассейн, Суворова Лариса Александровна, занятия по физической культуре, Леонова Татьяна Анатольевна, музыкальные занятия, Ильченко Юлия Владимировна. Все педагоги очень грамотные специалисты, а также и душевные люди, которые столько вкладывают в ребенка своих сил, знаний, обучают, развивают, воспитывают наших детей, что бывает очень непросто, учитывая их здоровье. Именно занятия в комплексе благотворно влияют на восстановление детей с особенностями здоровья. Так хотелось бы, чтобы занятия в лекотеке возобновились в полном объёме! Это просто мечта! 

Но я очень, очень благодарна всем, кто вложил столько сил в развитие моего ребенка! Нам так повезло, что мы узнали про лекотеку и посещаем её! Спасибо Вам! И низкий поклон! Марина Федоровна, Елена Николаевна, мы с Димой Вас обожаем! 

С уважением, Панченко Марина, мама Димы. С нетерпением ждём новых встреч!