Фото для статьи:
Ребенок левша – рекомендации родителям по подготовке к школе.

Ребенок левша – рекомендации родителям по подготовке к школе

 «В природе движение идёт справа налево. 

Все светила и их спутники описывают круговые пути 

с востока на запад. У человека правая рука 

развита лучше, нежели левая… 

Завитки раковины, за редким исключением, 

завернуты справа налево. 

И если попадается раковина-левша, 

знатоки ценят её на вес золота.»

Жюль Верн. 

     Статистика свидетельствует, что количество левшей на земном шаре, по данным разных авторов, составляет от 2 до 8%, 80-81% правшей, а остальные — амбидекстры, то есть те, кто одинаково владеют обеими руками.

      В интеллектуальном отношении левши нисколько не отстают от своих ровесников. Как известно, среди левшей много гениальных и талантливых людей: художников, архитекторов, актеров, спортсменов. 

     В чем причина феномена леворукости? Наиболее научно обоснованной является теория функциональной асимметрии полушарий мозга. Это значит, что полушария выполняют разные функции, ответственность за разные виды деятельности поделена между ними. Более того, одно из полушарий является доминантным, а другое подчиненным. У правшей левое полушарие является доминантным, у левшей — правое. Однако, это очень грубая и общая схема. Мозг левши – это совсем не зеркальная копия мозга правши. На самом деле оба полушария принимают участие в регуляции движений и правой, и левой руки, т.е. не вызывает сомнения факт, совместной работы полушарий при осуществлении двигательной деятельности. 

     Доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству, а также конкретно-образный характер познавательных процессов.  Левши — натуры целостные, впечатлительные, эмоцио¬нальные и чувственные. Они все вос¬принимают всерьез, имея дело с акту¬альным временем, т.е. «здесь и сейчас». Речь этих детей эмоциональна, богата интонациями и жестами. Дети-левши достаточно открыты для окружающих, наивны, непосредст¬венны в выражении чувств, внушаемы. Они часто действуют, опираясь на сию¬минутное настроение, их легко огор¬чить и они также легко могут заплакать или прийти в состояние ярости. Левши с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой. В нашем достаточно изменчивом мире все мы подвержены стрессам. Лев¬ши подвергаются стрессам значительно больше в силу своей излишней чувстви¬тельности и эмоциональности. Это происходит и в детском саду, и в школе, когда надо отвечать у доски, писать под диктовку, считать. С ма¬леньким левшой следует быть терпели¬выми, мягкими.

     Доминирование левой руки создает некоторые проблемы в социальной адаптации детей. Ведь все, начиная с бытовых товаров и заканчивая разными сложными устройствами, пультами рассчитано на правшей. Если раньше левшам приходилось приспосабливаться к миру правшей, то в наши дни многое создается специаль¬но для леворуких. Если говорить о предметах, необхо¬димых детям для учебы и развития в це¬лом, это левосторонние ножницы; ли¬нейки со шкалой, расположенной в другую сторону; левосторонние точил¬ки для карандашей; утолщенные либо треугольной формы карандаши, чтобы ребенку было удобно их держать; ка¬рандаши с мягкими резиновыми шари¬ками, чтобы не скользили пальцы; ручки с моментально засыхающими чернилами, чтобы не размазывать ру-кой написанное; блокноты с листами, склеенными между собой с правой сто¬роны, чтобы было удобно писать в них левой рукой; специальные компьютер¬ные «мышки»; спорттовары; музыкаль¬ные инструменты.

      Не стоит переживать, если ваш малыш родился с активным пра¬вым полушарием мозга, и тем более пытаться направить развитие крохи в другое русло. У многих леворуких детей насильственное переобучение способствует усилению раздражительности, вспыльчивости, несдержанности; кроме того, ухудшается засыпание, появляются ночные страхи: внезапно среди ночи во сне ребенок вскакивает, кричит, плачет, зовет мать.  Изменять нейрофизиологические межцентральные связи мозга, заложенные самой природой, опасно.  Произвольная смена ведущей руки приводит к грубому вмешательству в тончайшие механизмы деятельности мозга. 

     К счастью, сегодня переучивание таких детей не приветствуется. К ребенку стараются применять особую методику, при этом, не привлекая вни¬мания к его леворукости, как было раньше. Так, например, левшу сажают с левой стороны парты, чтобы при письме или рисовании он не мешал локтем своему соседу — правше. А тот, соответственно, ему.

Как и в каком возрасте можно определить, правая или левая рука будет доминировать у ребенка?

     Известно, что у большинства детей в 2,5-3 месяца теряются рудиментарные рефлексы новорожденного. Ученые исследовали, что исчезновение рудиментарных рефлексов происходит не одновременно с правой и левой стороны. У будущих левшей эти рефлексы выражены больше и теряются позже на правой руке, а правшей — на левой. Поэтому, тщательное наблюдение вашего врача (ведь оценивать состояние рефлексов нужно систематически) может вам дать ответ «левша ваш ребенок или правша» уже в возрасте 3-4 месяцев. Но чаще первый запрос родителей на проведение диагностики случается к 4-5 годам ребенка. 

Традиционные тесты

 Одним из хорошо известных тестов является переплетение пальцев рук. Тест должен выполняться быстро, без подготовки. У правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей — левой. Несмотря на большую популярность, тест мало информативен.

Второй столь же известный — «поза Наполеона» — скрещивание рук. У правшей правая кисть сверху на левом предплечье, а левая кисть — под правым предплечьем, у левшей — сверху кисть левой руки, а под левым предплечьем — правая.

Третий — аплодирование. У правшей при аплодировании более активна правая рука, у левшей — левая. Этот тест считается информативным у взрослых, а дети чаще аплодируют двумя руками, хлопая обеими ладошками. 

Очень интересны и информативны пробы на одновременные действия обеих рук, например, рисование (круга, квадрата, треугольника). Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, более четкие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся. Некоторые исследователи рекомендуют выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более четко выделить нарушение формы, пропорций фигуры, которая рисуется неведущей рукой.

Задания М. Озьяс

 По мнению французской исследовательницы М. Озьяс, в том случае, когда определение рукости вызывает какие-либо проблемы, необходимо проводить полное обследование, включающее 20 заданий, в иных случаях можно применить сокращенный вариант.

Задания (полный набор)

1. Завинтить крышки на бутылках.

2. Зажечь спички.

3. Разрезать бумагу ножницами.

4. Наколоть, нанизать (стержень или иголку необходимо вставлять в небольшое отверстие пуговиц, бусин, геометрических фигур).

5. Почистить обувь щеткой.

6. Намотать нитку на катушку.

7. Перелить воду из одного сосуда в другой.

8. Попасть иголкой, булавкой в небольшую точку.

9. Отвинтить гайку (рукой, ключом).

10. Сложить мелкие детали (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр.

11. Разложить (раздать) карточки (карты).

12. Проколоть дырочки (5–6 ударов).

13. Стереть ластиком предварительно нарисованные крестики.

14. Продеть нитку в иголку.

15. Почистить себя, стряхнуть с себя соринки, пыль.

16. Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылочки.

17. Достать бусинку ложкой из стакана.

18. Позвонить колокольчиком, дернуть за шнур звонка.

19. Закрыть, открыть молнию на сумке.

20. Взять стакан и сделать несколько глотков воды.

Рекомендации родителям: готовим к школе

     Для того, чтобы в будущем у левши не возникали проблемы при обучении письму, нужно еще до школы (после 5 лет) научить его правильно сидеть за столом, держать ручку и тетрадь. Малыш должен научиться класть тетрадь прямо перед собой и чуть сдвигать, чтобы ее нижний правый край находился немного левее. Этот вариант позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь отодвигается вверх. Сначала правая рука поддерживает ее снизу, а когда страница заполняется внизу — сверху. Свет при письме падает справа. Ручка должна лежать на правой стороне среднего пальца. Указательный палец придерживает ее сверху, а большой поддерживает с правой стороны. Все три пальца нужно по возможности вытянуть и не сжимать ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть не более 4 см. Это чуть выше, чем у праворуких, и необходимо для того, чтобы не закрывать линию письма. Указательный палец при этом не образует угол с ручкой, а как бы является ее продолжением. Держать ручку нужно так, чтобы она составила одну линию с рукой.

     Научиться правильно держать ручку непросто. Начинать нужно с нескольких простых штрихов, все делать медленно, спокойно.  

    Довольно часто леворукие дети затрудняются в определении правой и левой руки. В таких случаях можно «маркировать» их ведущую руку при помощи браслета или часов.

     Могут возникнуть трудности и при чтении. Леворукие дети нередко теряют строку и делают попытки читать справа налево или из середины текста. Во избежание таких проявлений ребенку нужно напомнить, откуда началось чтение, а можно ориентировать его по «маркированной» руке. Если эти способы не дают эффекта, малыш может попробовать закрыть текст и открывать только читаемый слог. Причем, сначала это лучше сделать взрослому, а вскоре и юный читатель освоит эту хитрость. Так придется продолжать до тех пор, пока не автоматизируется нужное направление и темп слежения за строкой.  

     Леворукому ученику будет гораздо сложнее учиться писать буквы в соответствии с требованиями, если он уже обучен письму не совсем правильно. Если ребенок изъявляет желание научиться писать, обучайте его письму печатными буквами. Обучение прописным буквам лучше предоставить профессионалу, ведь переучить гораздо сложнее, чем научить.

Занятия с дошкольником — левшой в домашних условиях помогут ребенку проще освоить навыки начальной школы и избежать значительных сложностей в обучении.  

Вашими помощниками в занятиях с ребенком могут стать обычные трафареты. Если ребенок еще мал (3-4 года), используйте трафареты с изображениями животных, птиц, фруктов, овощей и т.п. Для детей более старшего возраста будут полезны трафареты для написания букв и цифр. Эти занятия уже будут нацелены не только на развитие мелкой моторики рук малыша, но и на профилактику ошибок в написании. 

     Очень хороших результатов помогает добиться штрихование. Штриховать можно самостоятельно нарисованные геометрические фигуры, сделанные мамой рисунки, картинки в книжках-расскрасках, мультяшных героев, распечатанных родителями. Начинать штриховать лучше крупные и несложные фигуры, по мере научения переходя и к более сложным. Важно помнить, что для детей, готовящихся к школе, наклон штрихов должен быть направо. Это поможет сформировать правильный наклон букв при письме.

     Очень важно, чтобы ребенок имел представление о правильном образе букв и цифр. Наиболее распространенная сложность деток-левшей – поворот букв на 180 градусов. Буквы Р, Ь, Я, З и цифры часто оказываются повернуты не в ту сторону. Избежать подобных ошибок помогут занятия с ребенком направленные на поиск неправильно написанных букв. Вы можете сами изготовить «материал для занятий», написав среди «правильных» букв неправильные или сделать на компьютере «тренировочный» лист с ошибочно написанными буквами и цифрами. Главное, подчеркните для ребенка, что в тексте сделаны ошибки и их нужно найти.

     Ориентируясь на то, что образное мышление левши более развито, можно предложить ему найти ассоциации для каждой из «сложных» букв, тогда их ребенок запомнит гораздо быстрее. Например, Буква Ч похожа на чайник с носиком. Самостоятельно придуманные ассоциации помогут избежать ошибок в написании букв. Можно предложить ребенку конструировать буквы из палочек разной длинны, спичек, зубочисток.

 Очень хорошее упражнение — обводить предметы по контуру. Для начала используйте несложные геометрические фигуры с толстым контуром, затем усложняйте задания для ребенка. Контуры букв и цифр — это уже материал для будущих первоклассников.

     Не стоит забывать о том, что ребенку очень полезно рисовать, раскрашивать, лепить из пластилина, делать аппликации. 

     Для того, чтобы ребенку было легче освоить навык чтения, родителям желательно при обучении обозначать или помечать букву, с которой начинается слово или предложение, поскольку дети-левши часто начинают читать слово или фразу с конца. Детям нужно   разрешить, в   первую   очередь, использовать различные материалы, которые стимулируют их тактильные и кинестетические способности, т.е. глину, краску для рисования пальцами, тесто, песок и воду. Такие материалы тренируют также кисть руки, заставляя напрягаться и расслабляться. Для развития пальцев и различных хваток маленьким детям нужно рисовать толстыми цветными мелками, а старшим детям — мелками по-тоньше.  

     Помните, леворукость – это на всю жизнь, и левше всегда придется приспосабливаться к праворуким предметам праворукого мира. Вообще, у левши правая рука задействована и разработана гораздо больше, нежели левая у правшей, — это необходимость. Левшам приходится разрабатывать правые руки, даже если их не заставляют, как раньше, писать правой рукой. Пример, компьютерная мышка, двери, которые открываются совершенно неудобно для левшей, общественный транспорт, и другие инструменты, можно перечислять бесконечно, но даже левши не обращают на это внимания — они приспособились. 

Литература

ЛЕВОРУКИЙ РЕБЕНОК. ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ 

О. И. Крупенчук 

Книга предназначена для занятий с леворукими детьми 5-6 лет. В нее включены такие задания, как раскраски, штриховки, дорисовки, обводки, рисунки по клеточкам, графические диктанты и т. п.  Для детей и родителей, педагогов и логопедов.

ЛЕВОРУКИЙ РЕБЕНОК В ШКОЛЕ И ДОМА (+ 128 КАРТОЧЕК ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИКИ И РЕЧИ) 

М. М. Безруких 

В книге рассказывается о происхождении леворукости, об особенностях маленьких левшей, их дошкольных и школьных проблемах. Подробные тесты для определения леворукости, множество практических рекомендаций, примеров и заданий помогут понять леворуких детей и правильно организовать работу с ними.

<span style=«line-height: 150%; font-family: » times="" new="" roman",="" times,="" serif;="" font-size:="" 12pt;"="" 14pt;"=""> <o:p></o:p>

<v:shape id=«img_15_1» o:spid="_x0000_s1027" type="#_x0000_t75" alt=«www.ozon.ru/multimedia/books_covers/1000823073.jpg?0.22022262202226» style=«position:absolute;left:0;text-align:left;margin-left:308.6pt; margin-top:2.5pt;width:157.85pt;height:216.95pt;z-index:-2;visibility:visible» wrapcoords="-205 0 -205 21505 21552 21505 21552 0 -205 0"> <v:imagedata src=«file:///C:\Users\user\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image002.jpg» o:title=«1000823073» style=«font-family: » times="" new="" roman",="" times,="" serif;="" font-size:="" x-small;"=""> <w:wrap type=«tight»></w:wrap></v:imagedata></v:shape>

<span style=«line-height: 150%; font-family: » times="" new="" roman",="" times,="" serif;="" font-size:="" 12pt;"="" 14pt;="" font-weight:="" bold;"="">

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!