Рейтинг: 7
Создана 7 лет назад
Владелец Ирина Бакирова

Стена группы

Загрузка...
1 месяц назад (отредактировано)
#

Остался олин осенний месяц, поэтому можно подводить итоги развивающей речевой работы с детьми по темам «Осень», «Овощи, фрукты и ягоды», «Птицы». Речевую работу проводили не только учитель-логопед и воспитатели групп №4 и №6, но и прежде всего родители, которые имеют возможность проводить со своими детьми больше времени, устраивать совместные прогулки, беседовать и понимают важность речевого развития ребенка. 

Предлагаю речевые упражнения по данным темам, которые могут использовать родители дома для развития речи ребенка.

Лексическая тема «Осень»

Дети старшего дошкольного возраста должны:                                                       

  • называть овощи, фрукты и ягоды (по памяти 8 – 10 названий овощей, столько же фруктов и ягод),
  • употреблять в самостоятельной речи обобщающие слова — «овощи», «фрукты», «птицы», «осень»,
  • знать названия осенних месяцев,
  • знать названия зимующих птиц (воробей, голубь, сорока, ворона), перелетных птиц(ласточка, утка, лебедь, грач, скворец) и характерные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка перьев, величина),
  • знать признаки ранней и поздней осени,
  • знать названия деревьев, произрастающих в нашей местности (береза, клен, тополь, рябина, ель, сосна, осина),
  • употреблять прилагательные, обозначающие форму, размер, цвет, запах и вкус овощей, фруктов,
  • образовывать относительные прилагательные от названий овощей и фруктов (томатный, овощной, яблочное, малиновое, гороховый, тыквенное (пюре),
  • правильно согласовывать существительные и словосочетания с числительными (один ароматный персик, два ароматных персика, три ароматных персика, четыре ароматных персика, 5 ароматных персиков),
  • употреблять сложноподчиненные предложения,
  • составлять небольшие описательные рассказы.

Упражнения:

«Четвертый лишний»

Яблоко, груша, картошка, лимон.

Морковь, слива, капуста, горох.

Ворона, ласточка, воробей, голубь.

Тополь, береза, сосна, рябина

«Подбери признак»

Яблоко (какое?) — ..., апельсин (какой?) — ..., морковь (какая?) — ..., помидор (какой?) — ..., персик ( какой?) — … .

Орел ( какой?) — ..., ласточка (какая?) — ...,

Осень (какая?) — ..., погода (какая?) — ..., рябина (какая?) — ..., деревья (какие?) -

«Образование относительных прилагательных»

сок из яблок — яблочный, повидло из яблок – яблочное, начинка для пирога из яблок — яблочная, пюре их тыквы – тыквенное, каша – тыквенная, компот из груш – грушевый, сок из винограда — виноградный и т.д.

«Посчитай»

Одно спелое яблоко, два спелых яблока, …, 5 спелых яблок. (посчитайте огурцы, груши, помидоры, луковицы, морковь, кабачки)

Один кленовый лист, два кленовых (березовых) листа, …, пять кленовых листьев (посчитайте грибы, березы, тучи, лужи…)

Одна синица, две синицы, …, пять синиц (посчитайте воробьев, голубей, ворон, сорок)

«Назови ласково»

Слива – сливка, абрикос – абрикосик, яблоко — ..., помидор — … и т.д.

кукушка — кукушечка журавль — журавлик

воробей — воробышек, воробьишко птица — птичка

сова — совушка соловей — соловушка

лебедь — лебедушка гнездо— гнездышко

крыло — крылышко пестрый — пестренький

быстрый — быстренький шустрый — шустренький

«Большой — маленький»

Лист — листочек.

(гриб, птица, ветер, солнце, трава, дождь, дерево, сапоги, зонт, туча, облако, лужа, холод, цветок)

«Один-много»

Один апельсин — много апельсинов, одна груша — много груш, один помидор — ..., одно яблоко — ..., одна слива — ..., одна морковь — ..., и т.д…

«Один — много» (словоизменение)

Ветер дует, а ветры дуют

Птица улетает, а птицы …

Лист желтеет, а …

Дождь моросит, а …

Цветок увядает, а ..

Холод наступает, а …

Лист падает, а …

Урожай созревает, а …

«Закончи предложение» (Учим ребёнка употреблять падежные формы существительного).

Мама купила фрукты, вымыла, положила в тарелку. Мы их с удовольствием ели. Мы ели яблоки. На тарелке не осталось ни одного… (яблока). Мы съели все… (яблоки). Мы ели груши. На тарелке не осталось ни одной… (груши). Мы съели все… (груши). Мы ели сливы. На тарелке не осталось ни одной… (сливы). Мы съели все… (сливы). Мы ели вишни. На тарелке не осталось ни одной… (вишни). Мы съели все… (вишни).

«Назови варенье" (Учим ребёнка образовывать относительные прилагательные).

Варенье сварили из яблок, оно будет называться… Варенье сварили из груш, оно будет называться… Варенье сварили из персиков, оно будет называться… Варенье сварили из вишни, оно будет называться… Варенье сварили из слив, оно будет называться… И т. д.

«Какие будут фрукты?» (Учим ребёнка образовывать отглагольные прилагательные).

— Если фрукты или овощи сварить, то они будут — вареные. — Если фрукты или овощи заморозить, то они станут… — Если яблоки запечь, тогда они получатся… — Если груши или морковь посушить, тогда они станут ...

«Закончи предложение» (употребление сложноподчиненных предложений)

Мама собрала в саду смородину, чтобы… Мама помыла груши, чтобы… Мама купила в магазине сливы, чтобы…

Мама порезала морковь, чтобы...

Мама помыла огурцы и помидоры…

Мама почистила картошку, чтобы… .

Мама купила в магазине яблоки, чтобы… .

«Скажи наоборот» (употребление антонимов)

ранняя — поздняя ясная — пасмурная веселая — унылая тусклый — яркий тихая — ветреная частый — редкий

дождливая — солнечная скучная — веселая скудный — щедрый вянуть — расцветать засыпать — просыпаться висеть — падать

«Осенние картинки» (образование относительных прилагательных)

День с солнцем — солнечный день. День с дождём — …

Лист берёзы — … Ствол ели — …

Голоса птиц — … Небо без облаков — …

День с ветром — ...

«Скажи наоборот»

Назовите слова, противоположные по значению.

прилет — отлет 

уничтожение — защита 

воздух — земля 

крик — молчание 

прямой — загнутый 

оседлые — кочующие 

перелетные — оседлые 

активный — пассивный 

мелодичный — хриплый 

улететь — прилететь 

залететь — вылететь 

поймать — выпустить 

петь — молчать 

покинуть — возвратиться

Упражнение «Чей? Чья? Чьи?»

(образо­вание притяжательных прилагательных).

След (чей?) -… Голова (чья?) -… Гнездо (Чье?) — ...

Лапы (чьи?) — … Хвост (чей?) — … Яйцо (Чье?) — …

Стая уток (чья?) утинаяСтая лебедей...

Стая журавлей… Стая гусей...

При встрече родители детей с нарушениями в речевом развитии спрашивают о причине задержки или отставании речи. Очень полезная статья «Родителям и педагогам» невролога, кандидата медицинских наук до Ю.А. Шишонина, в которой он рассказывает о самой распространенной причине задержки речевого развития детей, связанной с нарушением кровоснабжения головного мозга вследствие родовой травмы. Ссылка на статьюhttps://www.220ds.ru/articles/122-roditeljam-i-ped...

Логопедические занятия в старших группах №4 и №6 завершились в этом учебном году с очень положительной динамикой в развитии речи детей. Большое спасибо родителям за взаимодействие с учителем-логопедом, участие в коррекционном процессе и выполнение рекомендаций по закреплению поставленных звуков! Спасибо за обратную связь и теплые слова.

016c3028.png

Изображение

Дети старшей группы №6 (22 ребенка) озвучили аудиосказку А.С.Пушкина «Сказка о Золотом петушке». https://cloud.mail.ru/public/bwEU/QQvv3scJn

Логопедическая работа по исправлению звукопроизношения у детей

     К наиболее часто искажаемым звукам у детей относятся свистящие (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц), шипящие (Ш, Ж, Щ, Ч), сонорные (Л, ЛЬ, Р, РЬ). В этом же порядке звуки ставятся и закрепляются в речи ребенка. 

      Часто родители логопеду задают вопрос: сколько времени займёт работа по коррекции звукопроизношения у ребёнка? Всегда отвечаю: у логопеда нет волшебной таблетки или ребенок не проходит у логопеда курс из 10 сеансов. У каждого ребенка индивидуально. Результаты работы зависят от многих факторов:

степени нарушения звукопроизношения, количества нарушенных групп звуков, особенностей развития внимания, памяти, фонематического восприятия самого ребенка, регулярности занятий, степени мотивации самого ребенка говорить правильно, развития самоконтроля ребенка за своей речью,заинтересованности родителей в процессе работы над звукопроизношением.

1.Индивидуальные, возрастные и психологические особенности ребенка. У детей нередко наблюдается скованность, стеснительность, замкнутость, а иногда и боязнь встреч с незнакомыми, поэтому логопеду иногда требуется время, чтобы расположить ребенка к себе и адаптировать к занятиям. Также эффективность коррекционной работы зависит от уровня развития произвольного внимания, восприятия, памяти, мыслительных операций. В случаях аномалий органов, участвующих в артикуляции (язык, нёбо, зубы, челюсть), также требуется время для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков;

2. Регулярность посещения занятий ребенком. Логопед старается организовать занятия в форме игр, но они все равно несут обучающий характер, то есть на них ребенок получает определенные знания, умения и навыки, которые требуют закрепления и развития на последующих занятиях. Поэтому, если ребенок посещает занятия нерегулярно, зачастую данные знания и навыки теряются или не получают своего развития, и процесс логопедической работы замедляется;

3. Участие родителей в процессе коррекции. Если у вашего ребенка проблемы с произношением, и он посещает занятия с логопедом, все равно работа даже самого лучшего логопеда не даст хороших результатов, если вы дома не будете регулярно заниматься с ребенком, поскольку коррекция звукопроизношения – это выработка у ребёнка нового условного рефлекса (новой привычки говорить), которая должна подкрепляться положительным эмоциональным настроем, поддержкой ребенка родителями (похвалами, поощрениями) и контролем;

4. Степень сложности дефекта, речевой диагноз. Чем больше групп звуков у ребенка нарушено, тем больше времени потребуется для коррекции. Кроме этого работу могут усложнить нарушения в строении артикуляционного аппарата (неправильный прикус, отсутствии зубного ряда, укороченная подъязычная связка и т.д.)

Логопедическая работа над звуком осуществляется поэтапно:

1. Подготовительный этап

Задачами данного этапа являются: развитие умения ребенком узнавать и отличать нарушенный звук на слух; формирование артикуляторной базы (достаточной подвижности языка, губ), необходимой для правильного произношения того или иного звука или группы звуков. Правильное произношение звуков зависит от деятельности органов артикуляции (языка, губ мягкого нёба, зубов и т.д.), от их подвижности и гибкости, от координации артикуляционных движений, их силы и точности. Так, трудный для произнесения звук [р] требует гибкости движений языка, быстрой вибрации его кончика. Шипящие звуки требуют сильной воздушной струи, подъёма языка в форме «ковшика», округления губ и вытягивания их слегка вперёд и т.д. Поэтому необходимо систематически упражнять органы артикуляции, проводить упражнения, направленные на тренировку мышц языка с целью придания ему нужного положения; на подвижность губ, челюстей, щёк, на выработку воздушной струи, правильного дыхания. На данном этапе выполняются артикуляционные упражнения. Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять ребенку каждый день перед зеркалом. Ребенок посещает занятия с логопедом 2 раза в неделю, поэтому остальные дни родителям нужно организовывать выполнение упражнений с ребенком дома.

2. Этап постановки звука

Поставить ребенку правильный изолированный звук логопед может с помощью подражания, показа правильной артикуляции или механического воздействия. Например, зачастую вызвать правильный звук Р достаточно трудно. Практика показывает, что вызвать этот звук при помощи подражания удается редко. Обычно постановке звука Р предшествует долгая работа по подготовке артикуляционного аппарата, выработке нужных движений языка. Поэтому родителям и ребенку надо запастись терпением.

3. Этап автоматизации (закрепления) звука

После постановки звука, когда ребенку удалось звук произнести правильно изолированно (не в слове), начинается длительный этап автоматизации (закрепления) звука в речи. Этап автоматизации проходит в строго определенной последовательности: сначала звук закрепляется в слогах, затем в словах, предложениях, чистоговорках и в связных высказываниях. Ребенок не начнет произносить сразу звук Р в самостоятельной речи пока не научиться говорить слова с этим звуком. На этапе автоматизации (включения в речь) звука занятия родителей с детьми по заданию логопеда крайне необходимы. Их следует проводить ежедневно или через день около 15 мин. На этом этапе логопед в домашних заданиях рекомендует родителям с ребенком называть картинки, повторять слова, использовать речевые игры.

4. Этап дифференциации

Иногда дети не отличают новый поставленный звук от некоторых сходных с ним звуков и путают (вместо «сушка» — «шушка», вместо «Саша» — «Шаша»). Поэтому требуется дальнейшее продолжение работы над звуком по его разграничению с другими звуками, то есть дифференциации, чтобы ребенок мог определять, какой звук в слове нужно произносить. Для дифференциации звука используется прием сравнения двух артикуляционных укладов и установления их различия. Проводятся занятия по дифференциации звуков с использование доступного детям игрового материала. Подбираются картинки по категориям: одежда, обувь, игрушки, цветы, овощи и т.д. Благодаря речевым упражнениям дети начинают быстрее и лучше улавливать разницу между звуками. Затем переходят к заучиванию стихов, чистоговорок, содержащих те или другие звуки, нужные для дифференциации.

На всех этапах обучения звукопроизношению используются упражнения в форме игр: с картинками, игрушками, звукоподражанием, с элементами движений; чтение и заучивание стихов, потешек, чистоговорок, пересказы и составление коротких рассказов.