Консультациядля родителей


«Фонематическийслух – основа правильной речи»



Умение сосредоточиться на звуке – оченьважная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь.Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки,из которых состоит речь). Это умение называется фонематическим слухом.


Детямтакой слух нужно развивать, поскольку с ним связаны овладение речью играмотность письма впоследствии. Наибольший пик развития фонематического слухаприпадает на возраст 4-5 лет. У детей этого возраста наблюдается особаячувствительность к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для решенияпоставленной проблемы. Различение звуков речи – фонематический слух — являетсяосновой для понимания смысла сказанного. При несформированности звукоразличенияребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, ато, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. «Игла»превращается в «мглу», «лес» в «лист» или в «лису», «Мишина машина» в «мыши намашине». Ребенок как будто становится немного иностранцем. Недостаточностьфонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму ичтению. Дети с недоразвитием фонематического слуха читают медленно и сошибками; при письме пропускают буквы, переставляют их местами, не дописываютодну-две буквы в конце слова. Это связано с тем, что дети не умеютдифференцировать звуки «ш-ж», «с-з», «ц-з» и др.



  1. Игровые приемы развития фонематического слуха.


В норме к пяти годамдети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука вслове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно сними велась предварительная работа. Чтобы интерес к звукам и словам не пропал удетей, необходимо вовлечь их в интересную, содержательную игровую деятельность,которая будет решать следующие задачи:


  • ознакомление с миром слов (слова звучат по-разному и похоже, бывают длинныеи короткие);

  • умение слышать отдельные звуки в словах, определять первый звук;

  • умение различать звуки на слух, твердые и мягкие согласные;

  • умение интонационно выделять звуки в слове и произносить их изолированно;

  • формирование умения правильно произносить звуки и слова;

  • формирование умения говорить согласно нормам литературного произношения;

  • формирование выразительности речи — умение пользоваться высотой и силойголоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями;

  • выработка дикции — отчетливое, произношение каждого звука изолированно, всловах, а также во фразовой речи.


В нейропсихологии и логопедии разработаны специальные методы и упражнениядля правильного формирования речевого слуха у ребёнка. Родители сами могутпроводить занятия с детьми, главное, что – бы ребёнку они были интересными и ненадоедали. Игры, используемые для решения поставленных проблем, можно разделитьна несколько групп:


Игры на развитие слухового внимания


«Отгадай, что звучит»


Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик ипредлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны бытьявными и контрастными, чтобы малыш мог их угадать, сидя спиной к взрослому(если нет ширмы).


«Угадай, что делать»


Ребенку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребенокподнимает флажки вверх и машет ими, если тихо — держит руки на коленях.Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более 4 раз.


«Где позвонили?»


Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встаёт слева, справа, позадималыша и звонит в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту,откуда слышен звук, и, не открывая глаз, рукой показать направление. Послеправильного он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик.Если ребенок ошибся, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4-5 раз.


«Угадай, кто сказал».


Ребенка предварительно знакомят со сказкой «Три медведя». Затем взрослыйпроизносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, илиНастасье Петровне, или Михаиле Ивановичу. Ребенок поднимает соответствующуюкартинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей,имеющуюся в сказке.



Игры на развитие фонематическоговосприятия:


«Повторялки»


Вслед за взрослым ребенок повторяет сочетания гласных звуков, четко ихартикулируя.


АУИО

ИАУО

УИОА


Вслед за взрослым ребенок повторяет цепочки слогов с легко произносимымисогласными звуками.


ТУ—КА—ПО

ВЫ—КА—ТУ

ХО—НУ—МЫ

ТУ—БА—ДО


Вслед за взрослым ребенок повторяет цепочки слогов с оппозиционными позвонкости — глухости, легко произносимыми согласными звуками.


ПА—БО—ПЫ

ГО—КУ—ГА

ТО—ДУ—ТЫ



«Шутки – минутки»


Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Детинаходят ошибку в стихотворении и исправляют её.


Хвост с узорами, сапоги со шторами.

Мальчишек радостный народ, Коньками звучно режет мёд.

Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин том.

Божья коробка, полети на небо, Принеси мне хлеба.



«Путаница»


Ребенок внимательно слушает рифмовки и заменяет перепутанные слова.


От конфет остались… БАНТИКИ.

Завяжу на платье… ФАНТИКИ.

Съел я овощной… ХАЛАТ.

А потом надел… САЛАТ.



Вслед за взрослым ребенок произносит название всех картинок к упражнению.Затем показывает парами те картинки, названия которых звучат похоже.


ПОЛЕНО—КОЛЕНО

УТКА — ДУДКА

БАТОН — ЛИМОН

БУКЕТ—ПАКЕТ



Вслед за взрослым ребенок произносит по 3—4 похожих по звучанию слова.Значение незнакомых слов уточняется до их воспроизведения. При повторении слов,близких по звуковому составу, взрослый обращает внимание на громкость ичеткость речи ребенка. Такой подход способствует созданию не только фонематической,но и артикуляторной готовности к вызыванию звуков.



Ком—дом—том

Пакет — макет — букет

Буквы — клюква — тыква



Ребенок внимательно слушает незаконченную рифмовку. Он долженсамостоятельно подобрать картинку и назвать последнее слово так, чтобы онорифмовалось с выделенным словом.


На полянке обезьяны


Начинают есть… (бананы)


Я для птичек на балкон


Вынес булку и… (батон)


И про солнце, и про май


Распевает… (попугай)



Игры на развитие фонематического слуха:


«Поймай звук» (определение наличия звука в слове).


Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам,поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком. —
Какой звук есть во всех словах? Взрослый произносит три — четыре слова, вкаждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь — и спрашивает уребенка, какой звук есть во всех этих словах.


«Длинное – короткое»


«Выбери подарок колобку», «Угадай, кому фишку?» (выделение слов сопределённым гласным звуком)


«Определи 1 звук в слове», «Какой последний звук?»


— Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.


— Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр.(Воробей, грач...)


— Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний — а.


— Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например:Что заканчивается на «А»; что начитается на «С», в серединеслова звук «Т» и т.д.


Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой.Можно использовать иллюстрации.

<br /

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!