УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

     У многих детей старшего дошкольного возраста отмечаются недостатки в развитии лексико-грамматического строя речи: 

  • дети с трудом могут подобрать нужное слово,
  • неправильно употребляют предлоги,
  • неправильно изменяют окончания слов,
  • не согласуют слова между собой,
  • с трудом могут составить распространенные предложения и т.п.

А ведь речевое развитие детей является одним из важнейших компонентов их готовности к школьному обучению. Бедность словаря очень мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря  –  это признак хорошо развитой речи и показатель высокого уровня умственного развития. 

      Своевременное развитие словаря и грамматически правильной  речи  – один из важных факторов подготовки к школьному обучению и профилактики нарушений письма и чтения. Поэтому так необходимо вести работу по их формированию уже в дошкольном возрасте. 

     Из опыта работы могу сказать, что упражнять детей в употреблении грамматических форм лучше всего на материале лексических тем.  

  Советы учителя-логопеда по формированию словаря и лексико-грамматического строя речи у детей по лексической теме «ОВОЩИ»

Упражнения для детей 4-5 лет

1. Рассмотрите с ребенком натуральные овощи: картофель, морковь, лук, помидор, кабачок, репу, капусту, перец, огурец, редис, свеклу, чеснок, горох, фасоль. Объяснить, что это все можно назвать одним словом «овощи», помочь запомнить обобщающее понятие «овощи». 

2. Обратить внимание на цвет, форму, вкус овощей. 

3. По возможности показать и рассказать, где растут овощи. 

4. Рассказать, что можно приготовить из овощей (суп, салат, винегрет).\

5. Упражнение «Назови цвет, форму» на согласование существительных с прилагательным. 

Морковь (какая?) — оранжевая, овальная...

Помидор (какой?) — ...

Огурец (какой?) — ...

И так далее. 


6. Упражнение «Посчитай» на согласование числительных с существительными. 

1 помидор, 2 помидора, 3 ..., 4 ..., 5 помидоров.

1 огурец, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...

1 репа, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...

1 кабачок, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...

И так далее. 


7. Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. 

Помидор — помидорчик.

Репа — репка.

И так далее. 


8. Упражнение «Один-много» на употребление существительных в родительном падеже множественного числа. 

Один помидор — много помидоров.

Одна морковь — много моркови.

И так далее. 


9. Упражнение на образование множественного числа существительного в именительном падеже. 

Огурец — огурцы.

Помидор — помидоры.

Репа — репы.

И так далее. 

10. Упражнение «Измени по образцу» на употребление глаголов настоящего времени во множественном числе. 

Растет — растут.

Зреет — ...

Зеленеет — ...

Краснеет — ...

Сажает — ...

Копает — ...

Окучивает — ...

Рыхлит — ...

Поливает — ...

Убирает — ...

Спеет — ... 


11. Упражнения для пальчиков «Засолка капусты» на развитие мелкой моторики. 

Мы капусту рубим,

(резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз)

Мы морковку трем,

(пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя)

Мы капусту солим

(движения пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки)

Мы капусту жмем.

(интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки) 


12. Развитие слухового внимания. Послушать стихотворение и ответить на вопрос: 

«Из чего хозяйка варила суп?»

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковь, горох,

Петрушку и свеклу, ох!

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, капуста, морковь, горох

Петрушка и свекла, ох!

И суп овощной оказался неплох!

(Ю. Тувим) 

Что растет на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий,

Помидоры и укроп

Для приправы и для проб.

Есть редиска и салат -

Наша грядка просто клад.

Но арбузы не растут тут.

Если слушал ты внимательно,

То запомнил обязательно.

Отвечай-ка по-порядку:

Что растет на нашей грядке?

(В. Коркин) 



13. Развитие логического мышления. Учимся отгадывать загадки. 

•Красная девица сидит в темницы, а коса на улице (морковь)

•Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок.

К земле прирос крепко. Что это?

(репка)

•Сидит дед, во сто шуб одет.

Кто его раздевает, тот слезы проливает.

(лук) 

14. Развитие слуховой памяти. 

Выучить стихотворение (любое).


Капуста

Росточком была, все воду пила.

Побелела, растолстела,

Словно сахар захрустела.

Лето прожила, много листьев сберегла,

Одевалась, одевалась,

А раздеться не смогла.

(А. Прокофьев)


Огород

В огороде много гряд,

Тут и репа, и салат.

Тут и свекла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зеленый огород

Нас накормит круглый год.

(А. Прокофьев) 


Для детей 5-7 лет

1. Рассмотреть с ребенком натуральные овощи: картофель, морковь, лук, помидор, кабачок, репу, капусту, перец, огурец, редис, свеклу, чеснок, горох, фасоль. Уточнить, как это все можно назвать одним словом. 

2. Обратить внимание на цвет, форму, вкус овощей. 

3. Расспросить ребенка, где растут овощи. 

4. Уточнить у ребенка, что можно приготовить из овощей (суп, салат, винегрет). 

5. Рассказать ребенку о труде людей осенью по сбору урожая овощей. 


6. Упражнение «Назови цвет, форму» (Учим ребёнка согласовывать существительное с прилагательным). 

Морковь (какая?) — оранжевая, овальная...

Помидор (какой?) — ...

Огурец (какой?) — ...

И так далее. 


7. Упражнение «Посчитай» (Учим ребёнка согласовывать числительное с существительным). 

1 помидор, 2 помидора, 3 ..., 4 ..., 5 помидоров.

1 огурец, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...

1 репа, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...

1 кабачок, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5… И так далее.


8. Упражнение «Назови ласково» (Учим ребёнка образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов). 

Помидор — помидорчик.

Репа — репка.

И так далее. 


9. Упражнение «Один-много» (Учим ребёнка употреблять существительные в родительном падеже множественного числа). 

Один помидор — много помидоров. Одна морковь — много моркови. И так далее


10. «Как назвать много» (Учим употреблять существительного в множественном числе) 

Огурец — огурцы.

Помидор — помидоры.

Репа — репы. И так далее. 

11. Упражнение «Измени по образцу» (Учим употреблять глагол настоящего времени во множественном числе). 

Растет — растут.

Зреет — ...

Зеленеет — ...

Краснеет — ...

Сажает — ...

Копает — ...

Окучивает — ...

Рыхлит — ...

Поливает — ...

Убирает — ...

Спеет — ... 

12. Упражнение «Измени по образцу» (Учим ребёнка изменять глаголы прошедшего времени по числам). 

Что делал? — Что делала? — Что делали?

Сажал          --     Сажала       —     Сажали

Копал          --    …       —     .............

Поливал      --    …       —     .............

Рыхлил        --    …       —     .............

Окучивал     —    …       —     .............

Собирал       —    …        --     ............. 


13. Упражнение «Какой сок?» (Учим ребёнка образовывать относительные прилагательные). 

Сок из огурца — огуречный.

Сок из моркови — морковный.

Сок из лука — луковый.

И так далее. 


14. Упражнение «Какие овощи?» (Учим ребёнка образовывать отглагольные прилагательные). 

Если вощи сварить, то они будут какие? — Вареные.

А если овощи пожарить, тогда они будут какие? — Жаренные.

Если овощи потушить, то они будут ...

Если морковь парить, то морковь будет ...

Если огурцы посолить, то они будут ...

Если помидоры мариновать, то они станут ...

Если капусту квасить, то капуста будет ...


15. Развитие связной устной речи.

А) Составление предложений из слов. 

Помидор, лежать, куст, под.

Картошка, расти, огород, в. 

Б) Составление сложноподчиненных предложений (упражнение «Закончи предложение»).

Мама почистила картошку, чтобы...

Мама помыла овощи, чтобы...

Мама купила свеклу, чтобы... 

В) Составление сложносочиненных предложений по образцу. 

Морковь оранжевая, а огурец — зеленый.

Лук горький, а репа — ...

И так далее.


16. Познакомить детей с многозначными словами.

Объяснить, что слово «лук» имеет два значения. 


17. Развитие логического мышления. 

Отгадать загадки.

•Я длинный, зеленый, вкусный и соленый, Вкусный и сырой, кто же я такой?

(огурец)

•Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи — меня ищи.

(капуста)

•Щеки розовые, нос белый, в темноте сижу день целый,

А рубашка зелена, весь день на солнышке она.

(редис) 

18. Развитие слухового внимания.

Послушать стихотворение и ответить на вопрос: «Из чего хозяйка варила суп?» 

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковь, горох,

Петрушку и свеклу, ох!

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, капуста, морковь, горох

Петрушка и свекла, ох!

И суп овощной оказался неплох!

(Ю. Тувим) 

Что растет на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий,

Помидоры и укроп

Для приправы и для проб.

Есть редиска и салат -

Наша грядка просто клад.

Но арбузы не растут тут.

Если слушал ты внимательно,

То запомнил обязательно.

Отвечай-ка по-порядку:

Что растет на нашей грядке?

(В. Коркин) 


19.Развитие мелкой моторики.

Упражнения для пальчиков. 

У Лариски две редиски,

У Алешки — две картошки,

У Сережки-сорванца — два зеленых огурца.

А у Вовки — две морковки.

Да еще у Петьки

Две хвостатых редьки.

(По очереди разгибать пальчики из кулака, начиная с большого, на одной или обеих руках.) 


20.Развитие слуховой памяти. Выучить стихотворение. 

Помидор.

В огороде помидор 

Взгромоздился на забор.

Притворяется негодник,

Будто сам он — огородник!

Ай-ай-ай, помидор!

Стыд тебе и позор!

Возмутилась тетя репа:

— Это глупо и нелепо!

Ай-ай-ай, помидор!

Стыд тебе и позор!

Крикнул дядя огурец:

— Безобразник! Сорванец!

Ай-ай-ай, помидор!

Стыд тебе и позор!

Покраснел сорванец,

Устыдился, наконец,

И скатился чин по чину

К огороднику в корзину! (Я. Бжехва)Считалочка

Как-то вечером на грядке

Репа, свёкла, редька, лук

Поиграть решили в прятки,

Но сначала встали вкруг.

Рассчитались четко тут же:

Раз, два, три, четыре, пять!

Прячься лучше, прячься глубже,

Ну а ты иди искать! 





ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ФРУКТЫ»


Для детей 4-5 лет


1. Рассмотрите с ребенком натуральные фрукты: яблоко, грушу, персик, сливу, виноград, абрикос, апельсин, мандарин, лимон. Объясните, что это все можно назвать одним словом «фрукты». 

2. Обратите внимание на характерные признаки фруктов: вкус, цвет, форма, запах. 

3. По возможности покажите и расскажите, где растут фрукты (в саду, на дереве). 

4. Расскажите, что можно приготовить из фруктов. 

5. Упражнение на согласование существительных с прилагательным. «Назови цвет, форму» Слива (какая?) — синяя, овальная.

Лимон (какой?) — ...

Абрикос (какой?) — … И т.д.

6. Упражнение «Посчитай» на согласование числительных с существительными. 

1 лимон, 2 лимона, 3 ..., 4 ..., 5 лимонов.

1 слива, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...

1 абрикос, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...

1 груша, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...

И т.д. 


7. Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. 

Слива — сливка.

Абрикос — абрикосик.

И т.д. 


8. Упражнение «Один-много» на употребление существительных в родительном падеже множественного числа. 

Один апельсин — много апельсинов.

Одна груша — много груш.

И т.д. 


9. Упражнение на образование множественного числа существительного в именительном падеже. 

Слива — сливы.

Яблоко — яблоки.

Груша — груши.

И т. д. 


10. Упражнение «Закончи предложение» на употребление падежных форм существительного. 

Мама купила фрукты, вымыла, положила в тарелку. Мы их с удовольствием ели. Мы ели яблоки. На тарелке не осталось ни одного… (яблока). Мы съели все… (яблоки). Мы ели груши. На тарелке не осталось ни одной… (груши). Мы съели все… (груши). Мы ели сливы. На тарелке не осталось ни одной… (сливы). Мы съели все… (сливы). Мы ели вишни. На тарелке не осталось ни одной… (вишни). Мы съели все… (вишни). 


11. Упражнение «Назови варенье» (учимся образовывать относительные прилагательные). 

Варенье сварили из яблок, оно будет называться ...

Варенье сварили из груш, оно будет называться ...

Варенье сварили из персиков, оно будет называться ...

Варенье сварили из вишни, оно будет называться ...

Варенье сварили из слив, оно будет называться ...

И т. д. 


12. Дидактические игры «Узнай на ощупь», «Узнай по запаху» на развитие тактильно-вкусовых ощущений. 

Предложите ребенку узнать фрукты на ощупь (по запаху) с закрытыми глазами.

13. Упражнение «Что где растет?» на образование однокоренных слов. 

Яблоки растут на яблоне.

Груши растут на ...

Сливы растут на ...

И т. д. 


14. Развитие связной устной речи.

Учимся составлять сложносочиненные предложения с союзом «а» по образцу. 

Лимон кислый, а яблоко сладкое.

Лимон овальный, а яблоко круглое

. Лимон желтый, а яблоко зеленое.

(И так на примере всех фруктов.) 


15. Развитие логического мышления (учимся отгадывать загадки). 

•Само с кулачок, красный бочок.

Тронешь пальцем — гладко, а откусишь — сладко.

(Яблоко)

•На сучках висят шары,

Посинели от жары.

(Сливы) 

16. Развитие мелкой моторки.

Ориентация на листе бумаги. 

На правой половинке листа нарисовать 3-4 маленьких фрукта, а на левой половинке листа нарисовать 3-4 больших фрукта.

Ответить на вопрос: «Что ты нарисовал(а)?» (Я нарисовал(а) яблоко и яблочко)

Если ребенок затрудняется сам нарисовать фрукты, то можно предложить ему обвести шаблоны фруктов, заготовленные Вами заранее из плотного картона. Можно использовать трафареты, которые продаются в магазинах или раскрасками

17. Развитие мелкой моторики.

Упражнения для пальчиков. 

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот.

(левую ладонь держать «ковшиком»,

указательным пальцем правой руки «мешать» компот)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

(загибать пальцы по одному, начиная с большого пальца)

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

(левую ладонь держать «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешать» компот)

18. Развитие слуховой памяти.

Выучить стихотворение (любое). 

В. Волина


Осень добрая пришла,

Нам подарки принесла:

Яблоки душистые,

Персики пушистые,</p

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!