Как научить ребенка слышать звуки и определять место звука в слове

Блог учителя-логопеда Бережной Д.А.

Как научить ребенка слышать звуки и определять место звука в слове
Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Также важно различать,  анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки, но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой ребёнок просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.

Родители могут помочь своему ребенку сделать первые шаги в осознании звуковой структуры слов.

Приступая к играм по формированию звукового анализа, надо четко представлять себе последовательность работы и не перескакивать через этапы.

Общие правила работы по формированию навыков звукового анализа:

1. Соблюдайте строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа:
— выделение звука из слова, т.е. определение наличия данного звука в слове (есть такой звук или нет);
— определение первого звука, последнего звука,
— установление места звука (начало, середина, конец слова),
— полный звуковой анализ;
2. Соблюдайте порядок формирования умственных действий: с опорой на материальные средства, в речевом плане, по представлению;
3. Соблюдайте последовательность предъявления слов, предназначенных для анализа.
 
Необходимо придерживаться определенной последовательности
формирования умственных действий при обучении звуковому анализу:

1.Проговариваем слово, выделяя голосом нужный звук. Например, выделяем голосом звук м в слове МАК – МММММак. Ребенок поднимает условный символ, или хлопает в ладоши, когда услышит слово с данным звуком.
 
2.Ребенок выделяет утрированно произнесенный звук и называет его изолированно, вне слова.

3.Затем умственное действие переходит в речевой план — ребенок сам произносит слово и выделяет из него заданный звук; определяя место звука в слове, то где он находится ( вначале, середине, конце).

4.Происходит действие по представлению, в умственном плане, когда слово не произносится, а ребенок откладывает картинки с заданным звуком или придумывает слова.

Данный порядок умственных действий применяется на этапах формирования элементарных форм звукового анализа.

Когда ребенок будет осваивать последовательный анализ слова, вначале ему придется опираться на дополнительные вспомогательные средства: звуковую схему слова и фишки.
 
Вашему вниманию предлагаю игры , которые будут способствовать развитию фонематического восприятия и навыка звукослогового анализа.

Предложите ребенку хлопать в ладоши (топать ногой, ударять но коленкам, поднимать руку вверх. ) тогда, когда он услышит слова с заданным звуком.

«Какой звук есть во всех словах?»

Взрослый произносит три — четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук (например: пол, пух, помидор), и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах, или с какого звука начинаются все эти слова?

Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: АУ — дети кричат в лесу, ИА — так кричит ослик, УА — так плачет ребенок. Как мы удивляемся? О-О-О! (И т. п.) Сначала ребенок определяет первый звук в
песенке, протяжно пропевая его, затем — второй.

«Назови лишнее слово»

Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенку нужно назвать то, которое отличается от остальных.

Гора, гора, нора, гора. Голос, колос, голос, голос. Коса, коса, коза, коса. Утенок, утенок, котенок, утенок.

«Какой звук начинает слово?»

Вы бросаете малышу мяч и произносите слово, которое начинается на любой гласный звук. Например: аист, осы, утка, эхо, иней, лучше — с ударением на первый гласный, тогда ребенку будет легче его определить. Услышав слово и поймав мяч, малыш некоторое время будет думать, какой же звук первый?
Пусть он сам несколько раз повторит слово и, подражая вам, выделит начальный гласный. Затем четко его произнесет и вернет мяч вам.

«Что за звук спрятался в середине слова?»

Игра, похожа на предыдущую, но гласный стоит уже в середине слова: зал, жук, дом, сэр, сыр, мир и т.д. Внимание! Берите слова только с одним
слогом. Не включайте в игру такие слова, как лес, лед, люк. В них слышен один гласный звук, но буква пишется совсем другая. Малышу разница в понятиях «звук» и «буква» еще неизвестна.

«Что за звук в конце слова?»

Правила те же, только гласный звук надо искать в конце слов: ведро, нога, столы, бери, каратэ и т.д. Ударение опять падает на искомый звук.

Подобным же образом можно выделять и согласные звуки. Условия подбора слов те же: звук должен звучать ясно, не оглушаться и не пропадать, когда
его произносят. Слова могут быть такими: мак, стул, малыш, крот, танк, волк, дом, гол и т.д.

Игры для развития фонематического слуха рекомендуется для детей после трех лет. Хороший фонематический слух необходим ребенку для усвоения звуковой системы языка, для грамотной устной и письменной речи.
Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному. Не
перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру. Для того чтобы развить фонематический слух у ребенка, придется потрудиться. Чем раньше вы начнете заниматься, тем больше шансов, что в школе у ребенка не будет проблем.

Указана неверная ссылка
07:53
154
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!